Культура

Культура Узбекистана

Культура Узбекистана одна из самых ярких и самобытных культур Востока. Это неподражаемые народные традиции, фольклор, музыка, танцы, изобразительное и народное прикладное искусство, неповторимая национальная кухня и национальная одежда.

Изобразительное искусство

Народное искусство, переданное из поколения в поколение, процветает сегодня в Узбекистане. Народные умельцы применяют древние навыки типа декоративной живописи стены, резьбы по дереву и ганчу, вышивки. В Ферганской долине ремесленники используют традиционные, старинные методы чтобы ткать шелк в ярко мультицветном, геометрическом изображение, называемом хан-атлас (“король атласов”) и производят ярко синюю и зеленую керамику, используя местную красную глину и естественные пигменты.

Развитие национальной живописи началось много веков тому назад. В XVI-XVII веках в Бухаре и некоторых иных городских центрах значительных успехов достигло искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало изысканную каллиграфию, выполнение водяными красками тонкие орнаменты на полях. В Самарканде и особенно Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры.

В ней развивалась несколько стилевых направлений. Одно из них, связанно с традициями Камолиддина Бехзода (великий художник средневековья, основатель одного из направлений восточной миниатюры), характеризуется утончённостью письма и архитектурных фонов.

Облик современного народного искусства

Народное творчество является наиболее ярким и самобытным пластом культуры Узбекистана, уходящим своими корнями в далекое прошлое.

В нем воплотились обычаи и верования населения Узбекистана, а также тесно переплелись различные виды искусств: музыка, поэзия, танец, театр, цирк, архитектура и изобразительное искусство. По сей день фольклор в его различных формах и жанрах бережно сохраняется и развивается благодаря поддержке государства и усилиям специалистов в различных сферах деятельности. Со времен Античности и Средневековья народное творчество - носитель образа мышления и отражение духовной культуры, трудовой деятельности и быта различных этнических групп, населявших территорию современного Узбекистана. О развитии народного творчества в различные исторические периоды свидетельствуют памятники материальной культуры, труды историков и ученых-энциклопедистов центрально-азиатского региона и других стран мира. Устное народное творчество, а также преемственность национальной школы "усто-шогирд" ("мастер-ученик"), где из поколения в поколение мастера передавали свои профессиональные секреты ученикам, работая индивидуально или объединяясь в цеховые организации различного типа.

Сохранение преемственности национальных школ и внедрение новых идей, методов и технологий; сплав традиционного и новаторского; постоянный и глубокий интерес к историческому наследию в сочетании с современными формами бытования, имеющими свои характерные черты в областях и регионах Узбекистана; активная популяризация - таков облик современного народного искусства Узбекистана.

Фольклор, народные традиции

В список нематериальных шедевров мирового культурного наследия ЮНЕСКО были включены культурное наследие региона Бойсун Сурхандарьинской области Узбекистана и узбекский «шашмаком» - цикл, состоящий из нескольких классических музыкальных произведений.

В рамках проекта «Сохранение культурного наследия Бойсун для будущего поколения страны» была организована научная экспедиция, фестиваль «Бойсун бахори», проведена региональная конференция в Бойсуне. Изданы научные книги и мультимедийные диски «Искусство Бойсуна» и «Музыкальное искусство Бойсуна». Открыт музей и центр национального прикладного искусства в Бойсуне. При хокимияте создан центр по развитию культурного туризма, в Доме культуры Бойсуна открыта Фольклорная академия и обеспечен современным оборудованием.

В рамках проекта «Сохранение и развитие «Шошмаком» и передача его будущему поколению» были изданы книги «Обычаи Шошмаком и современность», «Фахриддин Содиков», «макомы Ташкента и Ферганы», «макомы Хорезма», подготовлен к печати книга Юнуса Ражабий «Шошмаком», подготовлены аудио диски и видео фильмы «Шошмаком».

Музыка

Музыка Узбекистана подобна музыке Ближнего Востока. Ей присущи сложные ритмы, которые порождают богатый мелодичный звук. Музыка представляет собой индивидуальный нюанс и творческую разновидность, хотя ритмы, в общем, следуют за структурами стиха. Многие из самых популярных узбекских инструментов имеют струны, типа рубаб или дутар.

Инструменты, подобные этим также популярны в некоторых других частях Центральной Азии, Закавказья и Ближнего Востока. Старинная традиция поющих менестрелей, или бардов, была важной частью раннего музыкального (и литературного) развития.

Узбекское народное музыкальное творчество характеризуется многогранностью тематики и разнообразием жанров. Песни и инструментальные пьесы в соответствии с их функциями и формами бытования можно разделить на две группы: исполняемые в определенное время и при определенных обстоятельствах и исполняемые в любое время. К первой группе относятся песни, связанные с обрядами, трудовыми процессами, различными церемониями, театрализованными зрелищными представлениями, играми.

Узбекский народ популярен своими песнями. Кошук - бытовая песня куплетного строения с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строфы поэтического текста. Ряд общих с кошуком черт имеют лапар и ялла - песни также куплетного строения. Танцевальный характер мелодии этого жанра предусматривает их исполнение в сопровождении шуточных танцев.

Лапар - это песня-диалог. В Хорезме называют песни, исполняемые одним певцом. В некоторых районах термин - лапар применяется к свадебным песня "Улан" (исполняются как диалог мужчины и женщины).

Жанр ялла включает два вида песен: мелодия узкого диапазона, а запев - соло одновременно с танцем. Поэтическими текстами для песен служат народные и профессиональные стихи поэтов Востока.

Наиболее развитые образцы ашулы по существу являются жанром профессиональной музыки устной традиции. Особое место в узбекской музыкальной наследии занимают дастаны - эпическое сказание лирико-героического содержания. Макомы - составляют основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции.

Танцы

Танцы в разных регионах Узбекистана отличаются друг от друга. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность движений, лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу. В Хорезме и Бухаре танцуют с кайраками (кастаньеты).

Развитие национальной живописи началось много веков тому назад. В 16-17 веках в столичной Бухаре, и некоторых иных городских центрах значительных успехов достигло искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало изысканную каллиграфию, выполнение водяными красками тонкие орнаменты на полях. В Самарканде и особенно Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры.

В ней развивалась несколько стилевых направлений. Одно из них, связанно с традициями Бехзода (великий художник средневековья, основатель одного из направлений восточной миниатюры).

Одежда

Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в 19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою.

Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата - чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат - чапан обычно подвязывался платком или платками.

Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т.д.

Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.

Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка - твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек - четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив "бодом" - символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор "илон изи" (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи - самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца - "калампир"; околыш вышит расположенными в ряд арочками.

Национальная кухня

Узбекская кухня является самой разнообразной на Востоке. Некоторые из рецептов приготовления узбекских блюд имеют многовековую историю. Каждое блюдо имеет свои традиционные ритуалы и способы приготовления. Существует около 1000 различных рецептов блюд, напитков и кондитерских изделий.

Плов - самое знаменитое блюдо Узбекистана. Оно считается обыденным и одновременно праздничным блюдом. Без него не проходит ни одна свадьба, вечеринка и день рождения. Основным компонентом плова является рис, мясо морковь, лук и др.

Одной из знаменитых узбекских закусок является "кази" приготавливаемая из конины.

Хлеб является священным для узбекского народа. Согласно традициям, когда кто-либо надолго уезжает из дому, он должен откусить маленький кусочек лепешки, которая сохраняется до тех пор, пока человек не вернется и не съест её. Традиция ношения на голове корзин с хлебом также служит примером высокого уважения по отношению к хлебу. На протяжении многих веков пекари пекут лепешки в тандыре (глиняной печи), в результате чего хлеб получается вкусным и хрустящим. Различают два вида лепешек - обычная (оби-нон) и праздничная (патыр). Обычная лепешка замешивается на воде, покрывается седаной. Патыр готовится из слоеного теста с добавлением бараньего жира.

Шашлык и сомса (национальные пирожки из слоенного теста, выпекаемые в тандыре) является очень известными блюдами узбекской кухни.

Супы занимают важное место в национальной кухне Узбекистана. Эти блюда богаты такими овощами как морковь, свекла, а также луком и зеленью. Самые популярные супы это мастава и шурпа.

Халва, знаменитое на весь мир традиционное восточное лакомство, готовится из пшеничной муки, сахара с орехами или седаной. В Узбекистане существует около 50 различных видов халвы.

Кроме того, Узбекистан знаменит своими вкусными соками, приготовленными из фруктов, виноградов, дынь и арбузов. Также имеется большое количество разнообразных сухофруктов, орехов и миндаля.

Если Вы посетите Узбекистан, обязательно попробуйте национальную кухню, и попросите у хозяев рецепт понравившегося Вам блюда.

Архитектура

Больше тысячи лет исламские традиции оказывали важное воздействие на функционирование, расположение и дизайн зданий в культурных центрах Средней Азии. Древние города Узбекистана являются всемирно известными примерами исламской архитектуры. Одним из самых великолепных городов является Самарканд, который был столицей государства Амира Тимура (Тамерлан). Большинство построенных сооружений относится к периоду династии Тимуридов и Шейбанидов.

Бирюзово-цветные купола, например купол Гур-Эмира, являются особенностью архитектуры периода Тимуридов. Изящные арочные двери и высокие минареты - другие характерные черты исламской архитектуры.

Исламская традиция запрещает реалистическое изображение живых существ в искусстве. Глазурные мозаики, расположенные на стенах многих зданий, обычно сформированы из абстрактных геометрических фигур. Однако некоторые известные памятники Узбекистана имеют стилизованные изображения животных и других живых существ. Например, плиточные фигуры львов над дверью в Медресе Шер-Дор в Самарканде считаются допустимой нормой, т.к. их изображение выглядит символическим.

Медресе Шер-Дор, на площади Регистан в Самарканде, было построено между 1619 и 1636 гг. Утончающаяся арка в огромном входе и купола имеющие форму лука характерны для исламской архитектуры в Средней Азии.

Другой исторический памятник - Афрасиаб - городище древнего Самарканда, где за многие века накопились 10-15-метровые толщи археологических напластований. Это огромное холмистое плато площадью более двух квадратных километров расположено на окраине современного Самарканда. Само название "Афрасиаб" в науке отождествляется с именем легендарного правителя-тирана, повелителя среднеазиатских кочевников, который жил более 2000 лет назад. Однако город упоминается и в связи с завоеваниями Александра Македонского. По словам летописцев, Афрасиаб существовал "со времен неведения".

Самарканд - современник Древнего Рима: возраст его культурных нижних слоев восходит к I тысячелетию до нашей эры, именно в них таятся остатки Мараканды - главного города древней страны Согд, во многом загадочной еще и сегодня. Эту твердыню армия Александра Македонского атаковала в IV веке до нашей эры, здесь же протекали главные события борьбы согдийцев, возглавляемых Спитаменом.

В самом начале XIII века монгольское нашествие прервало мирную жизнь Средней Азии, были разрушены города и уничтожены многие памятники искусства и архитектуры. Войсками Чингисхана Афрасиаб был стерт с лица земли так, что на поверхности не осталось ровным счетом ничего: крепостные стены города были срыты, дворцы и дома сожжены, знаменитый водопровод, который в течение нескольких веков подавал воду в цитадель, разрушен. Там, где когда-то шумели сады, заворошились песчаные барханы...

Однако город не умер, более того, на рубеже XIV-XV веков начался его новый расцвет. Это случилось во время правления великого завоевателя Тимура, который решил сделать Афрасиаб-Самарканд столицей своей империи.

Руи Гонзалеса де Клавихо, испанского посла при дворе Тимура, Самарканд так очаровал, что он написал о нем книгу: "Тимур всячески хотел возвеличить этот город. Какие бы страны он ни завоевывал и ни покорял, отовсюду привозил он людей, чтобы они населяли город. Особенно старался он собирать мастеров по разным ремеслам".

Тимур хотел сделать свою столицу недосягаемо прекрасной и грандиозной, превосходящей все другие города мира. Поэтому деревни вокруг Самарканда получили новые названия и отныне звались так: Багдад, Дамаск, Каир - величайшие города мира должны были казаться деревнями по сравнению с новой столицей Тимура.

Архитектурный ансамбль Самарканда, тянувшийся от Железных ворот на восток в виде улицы, был обстроен по сторонам парадными гробницами и культовыми строениями. На окраине Самарканда, на склоне холма Афрасиаб, раскинулись мавзолеи Шахи-Зинда. Эту улицу никто не планировал и не проектировал, ансамбль возник сам по себе, а строили его сотни лет - один мавзолей за другим. "Шахи-Зинда" означает "живой царь", культ которого существовал еще задолго до прихода сюда ислама. Во времена расцвета Афрасиаба культ этот был настолько велик, что проповедники ислама не стали с ним бороться. Используя его во славу новой религии, они создали легенду о Мохаммеде Кусаме ибн-Аббасе - двоюродном брате Пророка.

И хотя, как установили ученые, Мохаммед Кусам в Самарканде никогда не был, его гробница стала первым мавзолеем комплекса Шахи-Зинда. Сейчас мазар Мохаммеда Кусама окружен другими мавзолеями, но им здесь тесно. Погребение возле могилы великого святого обеспечивает блага на том свете, поэтому многие вельможи и муллы хотели, чтобы их гробницы стояли как можно ближе к усыпальнице Мохаммеда Кусама.

Давно уже нет Железных ворот, за которыми когда-то вздымались два грандиозных сооружения - соборная мечеть Тимура и стоявшее напротив медресе Сарай-Мульк-ханум, от него осталась лишь руины мавзолея.

Мавзолей Гур-Эмир предназначался для погребения Мухамеда Султана - любимого внука Тимура, но теперь здесь похоронены сам Тимур, его сыновья и другой внук - великий средневековый ученый Улугбек, при котором мавзолей и превратился в фамильную усыпальницу Тимуридов. Голубой ребристый купол мавзолея поднимается на высоту 40 метров, деревянные двери с инкрустацией из слоновой кости ведут в парадный зал... Лучи солнца, прорываясь сквозь мраморные решетки, полосами ложатся на восемь надгробных плит, сами могилы находятся внизу - в подземелье.

Центральной площадью старого Самарканда является Регистан, к которой со всех сторон подходят улицы, радиально пересекающие территорию Старого города. В древние времена через площадь протекал мощный канал, оставивший массу песчаных отложений. Песчаные наносы, вероятно, и дали название этому месту, так как "Регистан" в буквальном переводе означает "место песка", "песчаное поле".

До XV века Регистан был крупной торгово-ремесленной площадью, однако, потом его значение как базарной площади отступило на второй план. При хане Улугбеке, который был правителем Самарканда с 1409 по 1447 год, Регистан становится площадью парадно-официальной: здесь стали совершаться торжественные смотры войск, провозглашались ханские указы и т.д.

Сейчас на самаркандском Регистане возвышаются три медресе: два из них (Шер-Дор и Тилля-Кари) были сооружены в XVII веке, а третье воздвигнуто еще в XV веке - при жизни Улугбека. Исторические хроники сообщают, что это медресе входило в интересный, но не дошедший до нас ансамбль монументальных построек, которые были возведены вокруг площади Регистан. Напротив медресе, по другую сторону площади, была построена ханака - странноприимный дом для дервишей. По словам султана Бабура, посетившего Самарканд в XVI веке, ханака славилась своим величественным куполом, который был "таких колоссальных размеров, что... равного ему нет в целом мире". Однако ханаку разрушили довольно скоро, и на ее месте выстроили медресе Шер-Дор.

Судя по старинным описаниям, к югу от медресе находилось здание главной соборной мечети Самарканда, возведенное на средства влиятельного и богатого вельможи Алике-Кукельташа. Неподалеку от нее были выстроены бани, считавшиеся самыми лучшими и красивыми не только в междуречье Сырдарьи и Амударьи, но и во всем Хорасане. Они назывались "банями мирзы", и главной их достопримечательностью был пол, выложенный из различных пород камня.

Медресе Улугбека начали возводить в 1420 году по указаниям самого ученого. Прямоугольное здание с четырьмя башнями-минаретами по углам, оно имело большой квадратный внутренний двор, по всем сторонам которого располагались худжры (кельи). Медресе Улугбека со своим богатым архитектурным убранством, великолепными мозаиками, геометрическими орнаментами и изображениями звездного неба на тимпанах главного портала было подлинным храмом науки. Сейчас, входя в арку портала с площади, нужно спускаться на несколько ступенек вниз. Однако при возведении медресе поверхность площади Регистан была иной: пол арки портала находился выше уровня площади, и на него, наоборот, приходилось подниматься по нескольким ступеням широкой лестницы.

Но время не пощадило это великолепное сооружение: исчезли вторые этажи худжр, увенчания порталов и минаретов, поднятые на барабанах купола дарсхана - все это сильно исказило высотные пропорции медресе. Тем не менее, даже неискушенный глаз ощущает удивительную соразмерность всех его частей и горделивую стройность пропорций.

Другим всемирно известным памятником архитектурного зодчества Узбекистана является Бухара, средневековой период которой достаточно подробно изучен. Археологические исследования показывают, что уже в античные времена на территории нынешней Бухары существовало крупное поселение.

Как феодальный город Бухара начала складываться в VI веке, когда тюркский предводитель Шири-Кишвар, подавив восстание бедноты, сделал город своей столицей. Город, называвшийся тогда Нумиджгат, возник в низовьях Зеравшана - там, где река, уже отдавшая свои воды полям и садам, терялась в камышовых зарослях. Коренное население Бухары было тогда иракского происхождения: оно исповедовало зороастризм, о чем говорит построенное здесь святилище огня.

В VII веке правитель Бидун восстанавливает цитадель и сооружает в ней замок, "по плану подобный созвездию Большой Медведицы". С тех пор крепость Арк и стала ядром феодальной Бухары: в ней расположились дворцы, правительственная канцелярия, храм, казначейство и тюрьма. Вокруг цитадели и начинает слагаться собственно город - Шахристан, обведенный четырехугольником крепостных стен. С западной стороны простиралась площадь Регистан, за которой тянулись поместья феодалов, где среди зелени садов высились укрепленные замки. Вне Шахристана стал формироваться торгово-ремесленный пригород (рабад), который в 850 году тоже был обнесен стенами.

Но эти стены не спасли город от нашествия армии правителя Арабского халифата. Защитники Бухары наносили сильные удары по арабским войскам, но путем обмана и вероломства тем удалось захватить город. Когда военачальник Кутейба взял Бухару, он потребовал, чтобы половина домов в городе была передана арабам, а жители близлежащих окрестностей должны были поставлять им дрова, съестные припасы и клевер для конницы.

Целое столетие в истории Бухары связано с арабским завоеванием, что, конечно же, отразилось на жизни города. Однако военные действия в течение столь длительного времени и неоднократные народные выступления не нанесли Бухаре серьезного ущерба: город ни разу не был взят штурмом и разграблен. В трудных случаях бухарцы предпочитали заключать пусть самый тяжелый мир, нежели держать изнурительную оборону.

После арабов в Бухару пришел Чингисхан, который отдал город на разграбление. Нашествие монголов превратило эти цветущие оазисы в груды развалин: от пожара сгорела большая часть города, уцелели только соборная мечеть и некоторые дворцы, построенные из кирпича. Однако ни войны, ни раздоры местных феодалов не могли остановить развитие Бухары, которая росла сказочно быстро. Строительство здесь не прекращалось даже и тогда, когда Бухара, вошедшая в состав империи Тамерлана, потеряла свое политическое значение и отошла на задний план, так как великий завоеватель сделал своей столицей Самарканд. После распада империи Тамерлана и последовавшего за этим завоевания страны узбеками Бухара мало-помалу вновь начала приобретать значение столичного города.

Самым ранним из сохранившихся в Бухаре исторических памятников является мавзолей Саманидов. Народные предания связывают возведение мавзолея с именем Исмаила Самани - самого выдающегося представителя этой династии, правившего в 892 - 907-е годы.

Архитектурная композиция здания очень проста: это куб, увенчанный полушаром. Здание имеет очень толстые стены (до 1,8 м), благодаря чему мавзолей и сохранился. Все фасады усыпальницы равнозначны: в середине каждой стены - большая стрельчатая арка, включенная в орнаментальную прямоугольную раму, составленную из кирпичных кружков. По верху мавзолея, опоясывая все его стороны, идет аркада из больших стрельчатых окон - по 10 с каждой стороны.

Почти девять столетий возвышается над древней Бухарой минарет Калян - "Великий минарет", который виден еще издалека, с какой бы стороны вы ни приближались к городу. Он был воздвигнут караханидом Арслан-ханом после того, как старый минарет, находившийся у стен цитадели, срыли, а соборную мечеть передвинули в сторону города. Минарету Калян была придана оригинальная форма, послужившая впоследствии предметом неоднократных подражаний: он строг, величав и уравновешен в своих монументальных формах, а его пропорции и членения выдержаны с большим вкусом. Минарет представляет собой массивную, слабо суживающуюся кверху колонну, сложенную из квадратного жженого кирпича на алебастровом растворе. Минарет увенчан сталактитовым карнизом, на котором возведен павильон-фонарь с 16 стрельчатыми окнами. Все это завершается вторым, уже сильно выступающим, сталактитовым карнизом.

Мостиком-переходом минарет соединяется с мечетью Калян, из которой можно попасть внутрь башни и по узкой, крутой лестнице, насчитывающей 105 ступеней, подняться наверх - в ротонду: здесь пред вами откроется прекрасный вид для полного обозрения Бухары. Пять раз в день через 16 арочных просветов неслись отсюда голоса муэдзинов, призывая правоверных на молитву. Однако "Великий минарет" служил и другим целям: в неспокойную пору дозорные день и ночь следили с вершины Каляна за окрестностями, чтобы не пропустить приближение врага. Позднее, в XVIII-XIX веках, минарет был местом публичной казни: с его 46-метровой высоты сбрасывали на мостовую осужденных, поэтому он и заслужил еще одно название - "Башня смерти".

Сама мечеть Калян пережила несколько этапов постройки, но дошедшее до нас здание восходит к 1514 году, когда в Средней Азии правили первые Шейбаниды. Ее называют еще "Джума мечеть" ("Пятничная мечеть"), и она является одной из самых грандиозных мечетей Средней Азии. Масштабами своими она почти не уступает соборной мечети в Герате, которая в XV веке перестраивалась по указанию великого узбекского поэта Алишера Навои.

Мечеть Калян занимает большую площадь (180x130 м) и имеет традиционный двор, окруженный галереями. Вокруг двора располагаются купольные галереи, где 288 куполов покоятся на мощных столбах, а внутри галерей царят полумрак и прохлада. Во время празднеств в бухарской мечети могли одновременно разместиться до 10 000 человек.

В XVI-XVII веках Бухара вновь достигла своего былого расцвета, что сказалось и на ее архитектурном облике. Город был коренным образом перестроен, изменилась его планировка, появились ансамбли, которые и определили лицо города, сохранившееся до наших дней. Однако внутри стен старой Бухары всегда была страшная теснота, еще в Х веке из-за антисанитарии, нечистот и зловония город называли "отхожим местом страны". Положение усугублялось еще и тем, что многочисленные кладбища, ранее находившиеся за городскими воротами, после возведения в XVI веке новых стен оказались в черте города.

Скученность жилищ в Бухаре достигала невероятных масштабов, и зодчим приходилось проявлять чудеса небывалой изобретательности, сооружая 2-3-этажные каркасные жилища. Например, в старой еврейской махалля жилые дома в несколько этажей представляли собой прижатые друг к другу и сильно вытянутые вверх строения с внутренним двором-колодцем, в который выходили окна: на дне таких колодцев всегда было темно, грязно и душно.

Бухара была разбита на большое число гузаров (кварталов), которые представляли собой исторически сложившуюся административно-бытовую систему города. Жители издавна селились в Бухаре слободами, что нашло свое отражение и в названиях многих гузаров: в Пухтабофон жили лучшие ткачи, Ахтачи - оскопители баранов, коз и телят, Зубда - продавцы пахучих трав, Лойхуракон - едоки глины, Гарибия - безродные и т.д.

Дворец эмира на площади Регистан - это небольшая, но высокая и неприступная крепость с одними воротами. В средние века вход в него шел по пандусу, круто поднимающемуся вверх через башенные ворота и крытый проезд. В одной из стен дворца на недосягаемой высоте виднеется окошечко, в которое эмир показывался народу. Под ним располагался бухарский арсенал - небольшой навес, из-под которого выглядывали пушки.

Рядом с входными воротами висела огромная плеть (камчин) - символ эмирской власти. В верхнем ярусе ворот Арка были установлены вывезенные из Коканда трофейные часы-куранты, которые звонили каждый час. Во время религиозных праздников, отъезда и приезда эмира, а также во время выдачи войскам денег в цитадели играл оркестр.

Внутри цитадели, под самым пандусом, находились помещения страшной "канахоны" - камеры для заключенных. Персидские клопы (кана), которые обитали в этих печально известных камерах, впивались в тела узников, доставляя им жестокие мучения. Под террасой, располагавшейся справа от входа, умерщвляли женщин, обвиненных в прелюбодеянии или в занятиях "самой древней профессией". Несчастных привязывали к доске, которую потом сталкивали вниз: жертвы почти всегда умирали, не достигнув земли. Площадь перед входом в эмирский дворец не раз обагрялась кровью, когда здесь совершались тоже печально знаменитые бухарские казни - вспарывание горла ножом.

В настоящее время громкая слава этого древнего города привлекает тысячи туристов со всех концов земного шара. Около 140 исторических памятников далекого прошлого сохранилось в Бухаре, и почти о каждом из них сложены легенды и предания.


Яндекс.Метрика