Исторический ракурс

Исторический ракурс в систему образования КНР

Содержание:

Введение
1. Эволюция системы образования в Китае во второй половине XX - начале XXI веков
1.1. Состояние образования в КНР в 1949-1976 г.г.
1.2. Восстановление системы образования в Китае в 70-90-е г.г.
1.3. Образование в КНР на рубеже веков
2. Частные ВУЗы
2.1. Рост частного образования
2.2. Различие частного и государственного университета
3. Образование для взрослых
4. Образование специфического населения
5. Международные обмены
6. Система педагогического образования в Китае
6.1. Политика правительства КНР в сфере педагогического образования
6.2. Направления и уровни подготовки специалистов системы педагогического образования
6.3. Основные направления реформ в области педагогического образования
6.4. Меры государства
7. Финансирование образования




ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей письменной истории человечества Китай постоянно жил и действовал на мировой арене, хотя его вес, значение и роль в разные периоды истории были различными.

В последние два десятилетия двадцатого века мир стал свидетелем не только впечатляющего усиления позиций Китая в мировой политике и экономике, но и модернизационных процессов в образе жизни, гуманитарных науках, общественном сознании китайцев. На настоящий день практически ни у кого не вызывает сомнения выход Китая на международную арену как нового игрока "первого уровня".

Китайская Народная Республика находится сегодня на стадии "взлета". Эта стадия предполагает ориентацию государства на высокие темпы экономического роста, реализацию крупномасштабных проектов, требующих больших вложений и затрат. В настоящее время в связи с обострением конкуренции, особенно в сфере информационных технологий, после вступления КНР во Всемирную торговую организацию, перед страной стоит острая проблема подготовки специалистов для различных областей экономики, промышленности, сельского хозяйства.

Качественная подготовка таких профессионалов, отвечающих постоянно меняющимся требованиям времени, возможна лишь при наличии системы эффективной подготовки таких кадров.

Проводился в жизнь курс, согласно которому "образование должно служить социалистической модернизации, должно быть соединено с производством и с трудом, растить всесторонне развитых строителей социализма и их смену в моральном, интеллектуальном, физическом и эстетическом отношениях".

Очевидно, что в новейший период, в связи со стремительным научно-техническим прогрессом, расширением международного сотрудничества, тенденцией взаимопроникновения науки и техники в гуманитарные дисциплины, эпохой информатизации, обменом восточной и западной культур, изучение и осмысление процессов, происходящих в системе подготовки кадров, становятся исключительно актуальными.

Международные исследования в области образования последних лет показывают, что Китай входит в первую пятерку стран по качеству обучения в средней школе. Такие достижения немыслимы без всестороннего развития образования. И если Китаю удалось подняться по международной образовательной лестнице так высоко, то его опыт представляет несомненный интерес и заслуживает права быть всесторонне изученным.


ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

Состояние образования в КНР в 1949-1976 г.г.

К середине XX века экономическая, политическая и социальная ситуация в Китае была крайне тяжелой - недавно закончилась Вторая мировая война, а так же гражданская война между Коммунистической партией Китая и правительством Гоминьдана. В 1949 году провозглашается Китайская Народная Республика, а с 1950 года начинается ее признание в мире. Так же, как и многие другие отрасли, образование находилось в упадке, 80% населения были неграмотны, и новому правительству было необходимо срочно принимать меры для улучшения ситуации.

После образования КНР были проведены реформы в интересах создания единой системы образования. В 1949-1957 г.г. были увеличены расходы на образование; разработаны единые программы обучения и учебные материалы. Уже в 1956 году уровень неграмотности снизился до 78%; была создана система школ для обучения взрослого населения. К 1949 году 93 университета из 223, над которыми коммунистическая партия взяла контроль, были частными вузами. Вследствие национализации в начале 1950-х, все частные вузы были закрыты или объединены с государственными. В период с 1952 по 1982 гг. частное высшее образование полностью исчезло.

В связи с расширением международного сотрудничества Советского Союза и КНР в 50-х - начале 60-х гг. учебные заведения Китая всех видов изучали педагогическую теорию и опыт Советского Союза, а также приглашали советских специалистов. Советская помощь сыграла большую роль, особенно в создании широкой сети производственного обучения и профессионально-технического образования. В 1949-1959 в учебных заведениях Китая работало свыше 760 советских преподавателей, при их участии было создано 337 кафедр и почти 560 лабораторий. Одновременно они подготовили свыше 4 тысяч аспирантов и свыше 7 тысяч педагогических работников. В конце 50-х - начале 60-х гг. в учебных заведениях СССР прошли обучение более 10 тысяч китайских специалистов.

Кроме того, начинается централизация высшего образования - вузы передаются в ведение Министерства просвещения. Все вузы разделяются на университеты и институты, а так же делятся по профилям на политехнические, технические, лесные, сельскохозяйственные, медицинские и педагогические. Организуется Народный Университет Китая для подготовки руководящих кадров.

Перед новым правительством встала острая проблема нехватки педагогических кадров. В связи с этим значительно расширилась сеть педагогических учебных заведений, в каждой провинции было создано хотя бы по одному педагогическому институту. Началось укрупнение педагогических университетов - образовательный факультет Пекинского университета, кафедра образования Народного Университета Китая слились в одно с кафедрой Пекинского педагогического университета, однако, эта мера не принесла желаемых результатов, так как эти кафедры и факультет имели слишком разные программы и разные уровни подготовки.

Таким образом, можно видеть, что впервые мероприятия КНР в области образования были направлены на скорейшее преодоление неграмотности большинства населения путем создания централизованной системы учебных заведений, активное сотрудничество с Советским Союзом и расширение сети педагогических вузов.

В 1958 году КНР провозгласила "Большой скачок" как новый курс партии. Целью курса был быстрый рост экономического и технического потенциала страны. Для осуществления программы планировалось использование внутренних резервов страны наравне с внешней помощью. Этой же цели служил и план новой пятилетки (1958-1962). В рамках программы стали организовывать коммуны на селе и в слаборазвитых пригородных зонах. Однако Кампания "большого скачка" с треском проваливается. К 1959 году стало ясно, что она привела к перепроизводству продуктов низкого качества, деморализовала коммуны, децентрализовала власть.

В результате, в апреле 1959 г. Мао, который был вдохновителем и организатором кампании, был смещен с поста председателя КНР и на его место пришел Лю Шаоци (Мао Цзедун остается во главе Коммунистической партии). Начинается охлаждение отношений между СССР и Китаем.

После провозглашения политики "Большого скачка" управление образованием было передано от Министерства просвещения местным органам власти - народным коммунам. Они создавали самостоятельные учебные заведения, главным образом, с сокращённым сроком обучения по упрощённым программам, в которых половина времени отводилась на труд. Число учащихся начало сокращаться. Ухудшилось качество обучения.

В соответствии с ранее объявленной Мао программой "Учимся социализму", в стране провозглашались социалистические принципы. Социализму учили в школах, не допуская никакого "буржуазного" влияния. Все образование было поставлено на идеологическую основу, знание основ социализма стало обязательным. Во всех сферах науки, культуры, искусства главным стал вопрос классовой борьбы и социалистического реализма. В это же время была объявлена еще одна кампания по организации движения "Народной освободительной армии".

В структуре самой партии началась активная борьба с оппозицией. С одной стороны группа Маоистов при поддержке Народной освободительной армии, с другой стороны Лю Шаоци и Ден Сяопин. Премьер Чжоу Эньлай, который лояльно относился к Мао, оказался меж двух огней и пытался примирить стороны.

Мао чувствовал, что он не может далее зависеть от формальной партийной организации, которая постепенно скатывалась, по его мнению, к буржуазному абстракционизму. Он объявляет очередной лозунг борьбы за тех, кто "левый формально, но правый по содержанию". В эту работу он активно вовлекает Народную освободительную армию, которая, по его мнению, "должна стать школой для нового поколения революционных борцов и лидеров". Он обращается и к студентам средней школы, к которым потом примкнут студенты некоторых высших учебных заведений, они впоследствии составят костяк так называемых "Красных бригад" - хунвейбинов. В рамках кампании "Культурной Революции" хунвейбины станут опорой партии в ее борьбе с инакомыслящими на местных и региональных уровнях.

"Культурная революция" в Китае вылилась в результате в открытое уничтожение инакомыслящих и сопровождалась массовыми убийствами. Хунвейбины активно занимались поисками "пережитков буржуазной идеологии", на этом основании были организованы массовые кампании по переселению представителей интеллигенции в деревни, гонения, перевоспитание членов КПК и кадровых работников в "школах 7 мая".

"Культурная революция" нанесла огромный ущерб образованию. Большинство университетов было закрыто. В том числе закрылся Пекинский педагогический университет, и его студенты приняли активной участие в революции. Многие педагогические вузы так же приостановили работу, а их сотрудники были отправлены в лагеря. "Культурная революция" практически свела на нет все успехи модернизации образования в начале 50-х г.г.


Восстановление системы образования в Китае в 70-90-е г.г.

В историю КНР 50-70-е годы вошли как время массовых политических кампаний: с помощью социально-экономических экспериментов КПК пыталась разработать собственные модели и коммунизма, и модернизации. Партия проводила тотальное огосударствление и обобществление собственности, сопровождавшиеся постоянными репрессиями против инакомыслящих внутри правящей партии и за ее пределами.

В итоге к середине 70-х годов континентальный Китай оставался слаборазвитым. КНР, как и прежде, была далека от модернизации. Тридцатилетний коммунистический путь воплощения национального идеала оказался неэффективным.

Восстановление и дальнейшее развитие высшего образования началось с 1978 года, когда было признано, что "Культурная революция" привела высшее образование в состояние глубокого кризиса и полностью дезориентировала работу учебных заведений. В результате была сформирована следующая система образования: дошкольные учреждения при городских промышленных предприятиях, сельских и поселковых народных коммунах; 9-летние школы для детей в возрасте от 7 до 15 лет (5-летняя младшая школа, 2-годичная неполная средняя и 2-годичная полная средняя), профессиональные и высшие учебные заведения (срок обучения не менее 3 лет после 9-летней школы), затем практика на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве или в военных организациях.

Увеличиваются государственные расходы на образование. В 1977 году проведена реформа высшего образования, по которой срок обучения в вузах отныне составляет 4-5 лет, организуются новые институты, разрабатываются единые экзаменационные нормы для поступления в вузы.

В 1978 решением Госсовета КНР было введено 10-летнее общее образование (начальная школа - 5 лет обучения; неполная средняя - 3 года; полная средняя - 2 года), был также увеличен до 4-5 лет срок обучения в высшей школе. В 1-й половине 80-х гг. восстановлено 12-летнее общее образование: младшая школа (6 лет обучения), неполная средняя (3 года), полная средняя (3 года).

Однако на развитие высшего образования продолжает оказывать влияние тенденция к прагматизации и элитарности высшего образования, характерная для технократически настроенной части руководства КПК. Игнорируя принципы демократизации образования, открываются "элитарные" ("ключевые") учебные заведения.

Заново начинается процесс централизации вузов, воссоздается Министерство просвещения. Все вузы делятся на пять категорий: университеты общего профиля с естественным и гуманитарным отделениями, технологические университеты и институты, отраслевые институты, педагогические университеты и колледжи, специальные колледжи. Обучение в вузах становится платным. Расширяется их автономия: учебные планы и программы утверждаются непосредственно самими вузами, Государственный комитет по вопросам образования (организованный вместо Министерства просвещения) только контролирует выполнение основных требований. Распространяются факультативы и европейская система зачетных единиц (за весь период обучения). Организуются вечерние и заочные отделения, экстернат. С 1978 года действует Единый государственный экзамен. А с 1985 года прием в вузы осуществляется по трем направлениям:

1. По государственному плану;

2. По заявкам организаций;

3. Обучение за собственный счет.

В первых двух случаях обучение оплачивают государство и организация, а в последнем - сам студент.

В конце 80-х гг. проводится целый ряд реформ высшего образования, основными направлениями которых являются:

1. Осуществление интеграции образования, науки и производства;

2. Замена системы распределения выбором самого выпускника;

3. Комплексная перестройка внутри вузов. Вуз должен реализовывать образовательные задачи исходя из реальных условий, найти свою модель учебного процесса, соответствующую его уровню и категории;

4. Улучшение идейно-нравственного воспитания, повышение качества образования.

Кроме того, создается три ведомства подчинения вузов: Государственный комитет образования, отраслевые ведомственные центры и местные органы власти. Местным органам власти подчиняется наибольшее количество вузов.

После "Великой культурной революции", в конце 70-х гг. стали приниматься меры по развитию педагогической науки, начался пересмотр ряда положений Мао Цзэдуна об образовании.

В 1978 в Пекине возобновил работу Центральный научно-исследовательский институт педагогики, а также аналогичные НИИ в ряде провинций и крупных городах.

В кон. 70-х г.г. создана Национальная педагогическая ассоциация, в состав которой входят научные общества педагогики, истории педагогики, сравнительной педагогики, дошкольного воспитания, преподавания китайского языка в школе, преподавания иностранных языков.

В 1983 году организован Комитет по координации педагогических исследований.

К концу 80-х г.г. действовало более 30 научных учреждений в области педагогики и народного образования. Выпускаются периодические педагогические издания, книги, монографии; журналы "Цзяоюй яньцзю" ("Педагогические исследования"), "Женьминь цзяоюй" ("Народное образование") и "Вайго цзяоюй" ("Зарубежная педагогика"), а также "Чжунго цзяоюй бао"("Китайская педагогическая газета") и др.

Проведение большого количества реформ, увеличение расходов на образование, создание централизованной системы высшего образования с одной стороны и предоставление широкой автономии вузам с другой, позволили Китаю выйти из кризиса 60-х гг. и поднять высшее образование на достаточно высокий уровень. Но оставался еще целый ряд проблем, центральное место среди которых занимают перекос в сторону технических специальностей в ущерб гуманитарным и плохая обеспеченность провинций и сел в получении высшего образования. Кроме того, достаточно высокая плата за обучение в вузах не позволяет обучаться всем желающим.


Образование в КНР на рубеже веков

На рубеже веков образование в Китае переживает период существенных преобразований. При этом важно, насколько удачно сумеет китайское образование вписаться в мировые образовательные процессы. В своем выступлении на 15 съезде партии генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Цзян Цзэминь подчеркнул, что расцвет и упадок страны связаны с просвещением, и каждый гражданин ответственен за развитие просвещения. Он также указал, что именно повышение образовательной подготовки граждан - это основная цель просвещения, а обучение должно осуществляться в духе новаторства и развития способностей на практике. Необходимо воспитать и подготовить продолжателей дела политического и социально-экономического подъема страны, которые будут не только всесторонне развиты, но также будут обладать моральными, культурными, волевыми качествами. Следует отметить, что в ходе начального этапа реформы китайской системы образования были осмыслены передовые зарубежные педагогические идеи и опыт школьных реформ других стран. В результате началось обновление содержания образования, форм и методов обучения в Китае. Одновременно совершенствовалась технология педагогической деятельности, были созданы благоприятные условия переориентации системы общего образования на развитие личности. Сегодня, по мере глобализации образования, любая образовательная реформа в мире не только может, но и оказывает реальное влияние на развитие всего человеческого общества. Процессы модернизации системы образования радикальным образом влияют на социально-экономические изменения в Китае.

В 1998 г. на сентябрьском заседании Постоянного Комитета ВСНП принят новый Закон КНР о высшем образовании. Закон вступил силу с 1 января 1999 года.

Общее руководство сферой высшего образования осуществляется Госсоветом через подчиненные ему ведомства (в настоящее время 70% из 2200 вузов находятся в компетенции министерства образования КНР, остальные являются ведомственными). Разрешение на создание или изменение статуса вузов осуществляется административными органами Госсовета, провинций, автономных районов, городов центрального подчинения либо другими организациями по их поручению. Одновременно указывается, что наряду с существованием вузов общенационального и провинциального подчинения государство "поощряет в рамках закона их создание и финансирование профессиональными, предпринимательскими организациями, общественными коллективами, другими общественными организациями и гражданами". Тем самым впервые допускается в принципе идея учреждения и легализации частных вузов.

Закон предусматривает три разновидности высшего образования: курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2-3 года), бакалавриат (4-5 лет) и магистратура (дополнительно 2-3 года). Устанавливаются три учебные степени: бакалавр, магистр и доктор наук. Предусматриваются должностные категории: ассистент, преподаватель (лектор), доцент и профессор. Закрепляется платная система обучения. Исключение делается лишь для студентов из нуждающихся семей (льготная оплата или бесплатное обучение). Лучшие студенты могут претендовать на стипендии и разовые материальные поощрения.

Помимо ссылок на государственные и другие местные источники финансирования, нет указаний на формальный запрет на получение средств от иностранных контрагентов, как на регулярной, так и на разовой основе (на практике в Китае широко допускается получение спонсорской помощи от зарубежных соотечественников и западных доноров; в стране существует несколько готовящих магистров бизнес-школ с иностранным финансированием и преподаванием).

Указывается, что стоимость обучения, финансирование учебного процесса и источники поступления средств устанавливаются административными органами Госсовета и провинций в зависимости от себестоимости обучения в каждом отдельном вузе. Получаемая оплата за обучение должна использоваться строго в соответствии с установленными правилами и не может быть направлена на другие цели. Государством предоставляются соответствующие льготы на приобретение вузами импортного оборудования и материалов.

Подчеркивается, что целью создания вуза должно быть служение государственным и общественным интересам, а не извлечение прибыли. В то же время закон формально не запрещает достаточно распространенную сегодня в КНР практику ведения вузами коммерческой деятельности (сдача помещений в аренду, издательские и типографские услуги и т.д.). Вузами был создан ряд предприятий по освоению высоких технологий с целью содействия развитию НИОКР. В результате этого сформировался ряд известных конкурентоспособных прибыльных компаний. В 1997 г. доходы предприятий при китайских вузах составили 20,55 млрд. юаней с налогом на прибыль - 2,73 млрд. юаней. К концу 1999 г. валовая продукция данных предприятий достигнет 100 млрд. юаней.

В документе говорится, что иностранцы - при условии соответствия предъявляемым требованиям - могут обучаться в китайских вузах, а также вести научную или преподавательскую работу (сегодня в вузах КНР работает около 30 тыс. иностранных преподавателей, в основном из США и Западной Европы).

Закон разрешает образовывать в вузах студенческие организации, деятельность которых должна "регулироваться внутренним распорядком и согласовываться с учебной администрацией".

В целом новый закон значительно расширяет возможности участия негосударственных структур в деле развития высшего образования - область, считающаяся в Китае приоритетной в контексте усилий по преодолению культурного и технологического отставания от передовых держав. При этом, несмотря на сохраняющиеся у государства традиционные, идеологические, политические и административные рычаги контроля над образовательной сферой, закон позволяет в определенной степени ослабить его в случае учебных заведений, создаваемых другими общественными структурами. В отличие от государственных вузов они не обязаны работать под руководством парткомов, а "в соответствии с законодательными положениями об общественных организациях". По сравнению с прошлым существенный акцент делается на приобретении глубоких специальных и профессиональных знаний, в частности, указывается, что учеба является "важнейшей обязанностью студентов", а их "участие в общественной жизни не должно отражаться на выполнении учебных задач". Характерным является и то, что на деле происходит значительное перераспределение прав от Центра в пользу административных органов провинциального уровня и самих вузов, поднимается значение вузовской науки и ее связей с НИИ системы АН КНР и промышленным производством.

Принятие нового закона закрепляет права и обязанности профессорско-преподавательского состава и учащихся вузов КНР, создает дополнительные возможности для поощряемого со стороны государства роста у китайской молодежи тяги к получению высшего образования (ежегодно лишь 1 млн. или 4% китайской молодежи соответствующей возрастной категории может поступить в вузы). По всей видимости, он сможет повысить статус китайской высшей школы и таким образом сбалансировать модную сегодня в КНР тенденцию к получению высшего образования за границей (за 20 лет на Запад, прежде всего в США, выехало на учебу 270 тыс. чел.).

Следует отметить сохраняющийся в КНР высокий престиж российской высшей школы. Между Россией и Китаем действует соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях. Однако в связи с отсутствием централизованной государственной информационной и рекламной поддержки усилия отдельных российских вузов по привлечению китайских студентов на коммерческой основе пока не дают эффективных результатов (в вузах США обучается 40 тыс. китайцев, а в российских - 8 тыс.).

Увеличивается количество учебных заведений, расширяется деятельности негосударственных образовательных учреждений, начинается процесс децентрализации в системе управления вузами, создаются многопрофильные университеты и специализированные институты.

С 1997 г. отменен старый порядок приема в вузы, разделявший студентов на категорию, принятую по директивному плану государства, и категорию, принятую по регулируемому плану. Все студенты принимаются в едином порядке и должны платить за обучение. Для тех студентов, кто переживает финансовые трудности, открывается банковский кредит и предоставляются стипендии, трудоустройство.

Начинается Программа 211 согласно которой в 100 наиболее важных вузах, в ряде приоритетных дисциплин и специальностей на самый высокий уровень должна быть выведена преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность, чтобы в ХХI веке эти вузы стояли в ряду наилучших вузов мира.


ЧАСТНЫЕ ВУЗЫ

Рост частного образования

В марте 1982 года, после тридцатилетнего отсутствия, в Пекине вновь был открыт первый частный вуз - Китайский социальный университет. В измененной конституции 1982 года говорилось: "Государство поощряет коллективные экономические организации, государственные и прочие предприятия учреждать высшие учебные заведения различных типов в соответствии с законом" (статья 19). Конституция КНР 1982 г. Это предполагало легальную основу функционирования частных вузов. Та же политика была определена в документе "Решение относительно Реформы Образовательной Системы", выпущенном Центральным комитетом Китайской Коммунистической Партии в 1985 году.

Быстрое развитие вызвало некоторые проблемы, такие как низкий уровень управления и злоупотребления служебным положением. В результате, в 1987 году было провозглашено Временное Постановление о функционировании высших учебных заведений, в соответствии с которым социальные силы должны были решить эти проблемы. Местное постановление регулировало открытие и функционирование частных вузов.

В 1992 году "южный тур с инспекцией" Дэн Сяопина и введение рыночной экономики положили основу учреждения большого числа частных вузов. В 1993 году Программа Образовательной Реформы и развития Китая впервые устанавливала политику, направленную на развитие частного образования как "сильной и активной поддержки, надлежащих руководящих принципов и умелого руководства".


Различие частного и государственного университета.

Как новый феномен в системе высшего образования, частные вузы в Китае отличаются от государственных вузов следующим:

А) Учредители.

Поставщики частного высшего образования весьма разнообразны. Они включают в себя:

1) бывших преподавателей, отставных чиновников, бизнесменов;

2) социальные организации, такие как демократические партии;

3) предприятия, как, например, образовательные группы, играющие наиболее активную роль в учреждении частных вузов;

4) государственные вузы с дочерними колледжами;

5) сотрудничество Китая с различными странами.

Б) Создание.

В соответствии с Законом о Содействии частного высшего образования, частные аккредитованные вузы, дошкольные учреждения, самостоятельное обучение и т.п. должны быть одобрены образовательными ведомствами на государственном уровне.

Профессионально-технические учебные заведения должны быть одобрены департаментами труда и социального обеспечения на государственном уровне.

Подготовительный период подачи документов на официальное учреждение частного колледжа длится до трех лет.

Документы, которые необходимо представить, включают в себя: финансовый сертификат, устав вуза, дипломы преподавателей и руководителей.

Многие частные вузы были учреждены в последние годы. К примеру, появившиеся вузовские городки в развитых районах, которые представляют собой совокупность частных колледжей и университетов. Некоторые слабые государственные вузы были трансформированы в частные учебные заведения при поддержке государства. Один из путей выживания для таких вузов с недостаточным финансированием и низким уровнем управления - это трансформироваться в частные, которые обладают новыми механизмами и средствами из негосударственных источников.

С 1999 года в государственных вузах были созданы дочерние колледжи, что позволяет согласовывать увеличивающийся прием студентов. Эти дочерние колледжи считаются независимыми органами, хотя и находятся под руководством вышестоящих вузов. Доход таких вузов зависит от платы за обучение.

В) Финансовые источники.

В отличие от государственных университетов и вузов, чье финансирование идет от одного источника - правительства или налогоплательщиков, финансовые источники частных вузов различны, это могут быть:

1) плата за обучение и взносы;

2) спонсорские инвестиции;

3) пожертвования;

4) банковские займы;

5) специальные государственные фонды;

6) иностранные инвестиции;

7) предпринимательский доход;

8) прочее.

Вследствие того, что вузы не получают большую финансовую помощь от государства, и в Китае не развита культура пожертвований, большинство частных колледжей и университетов управляют рынком, конкурируя за студентов, которые платят высокую плату за обучение и взносы.

Г) Управление.

Частный вуз по закону обладает автономией как юридическое лицо. Правительство утверждает его создание, аккредитует программы и оценивает их качество. Совет попечителей назначает президента, утверждает положения и планы вуза, формирует доход и решает важные вопросы. Президенты в вузе ответственны за обучение и административные вопросы.

Д) Студенты и преподаватели.

Хотя преподаватели и студенты в частных вузах обладают тем же правовым статусом, что и в государственных вузах, в действительности это не совсем так. Студентов можно поделить на две группы:

1. Студенты, получившие на вступительных экзаменах в государственный колледж количество баллов ниже проходного.

2. Работающие студенты. Обычно это люди более старшего, чем традиционно для студентов, возраста. Поэтому студенты в частных вузах различаются по возрасту и степени подготовленности. Помимо преподавателей, работающих на полную ставку в частном вузе, также нанимают лекторов из государственных вузов или колледжей. Таким преподавателям платят жалованье, согласно учебным часам, и не предоставляют льготы, такие как пособия, медицинское страхование, пенсии и прочее.

Е) Программы и обучение.

Для востребованности будущих выпускников большинство частных колледжей концентрируются на программах, которые отвечают требованиям рынка: бизнес-администрирование, маркетинг, финансы, иностранные языки, вычислительная техника, экономика и пр. Некоторые частные вузы специализируются на профессионально-технических программах, по которым готовят инженеров для местных предприятий. В сравнении с государственными вузами, программы в частных вузах более гибкие и приспособлены к изменениям на рынке труда.

Большинство частных колледжей предлагают двух-трех - годичные программы. К 2002 году 133 частных вуза получили аккредитацию выдавать дипломы выпускникам (MOE, 2003). Почти все частные школы помогают студентам проходить национальные экзамены. В частных вузах существуют специальные программы. Такие вузы принимают выпускников средних школ, которые не прошли по конкурсу в государственные вузы. Благодаря курсам частных вузов, студенты могут сдать государственные и местные экзамены (около 70% общего числа курсов), а также университетские экзамены (30% всех курсов), таким образом, имея возможность получить сертификат или диплом. Из-за различной степени подготовленности студентов, поступающих в частные вузы, и недостатка факультетов, большинство частных вузов не могут гарантировать высокий уровень обучения.

Несмотря на бурное развитие частного сектора в Китае, частные вузы сталкиваются со сложными задачами и проблемами, которые требуют решения.

Во-первых, некоторые финансовые проблемы ограничивают нормальное развитие частного высшего образования:

1. Большинство частных вузов обладают ограниченными финансовыми средствами, кроме тех, которые щедро спонсируются некоторыми предприятиями. В результате, ряд частных колледжей не имеет собственных кампусов или средств обслуживания.

2. Высокая плата за обучение в определенной степени стала причиной несправедливости в высшем образовании. К примеру, в 2003 году в университете Zhejiang Wanli плата за обучение составляла 17 тысяч юаней, а плата за проживание варьировалась от 1100 до 1200 юаней в год (Wanli Education Group, 2003). В то время как в 2002 году чистый годовой доход на душу населения в городе равнялся 12 970 юаней, в сельской местности он составлял 5 764 юаня (Ningbo, 2003). Можно сделать вывод, что стоимость обучения равнялась почти двойному годовому доходу на душу населения в городе, а это за рамками возможностей городских жителей. Учеба в частном колледже или университете является привилегией семей высшего сословия.

3. В частных вузах не существует программ финансовой помощи студентам. Государственные программы финансовой помощи не распространяются на студентов частных университетов. Вопрос в том, как финансово помочь студентам продолжить образование, все еще является "больным" вопросом частного сектора.

4. В некоторых вузах царит беспорядок, так как не урегулированы вопросы финансового менеджмента, бюджетирования, систем аудита.

5. Многие вузы ориентированы на привлечение большего числа студентов для увеличения прибыли, а не на улучшение качества образования. Поэтому многие частные вузы называют "фабриками по выдаче дипломов". Злоупотребление служебным положением приводит к плохой репутации всего частного сектора.

Во-вторых, нужно усилить руководство в частных вузах. В период учреждения и функционирования вуза он должен взаимодействовать с отделами образования, труда, социального обеспечения и налогообложения. Как скоординировать помощь частному сектору во всей этой бюрократической системе и как построить эффективное сотрудничество между государственными органами и частными вузами - вот вопросы, которые требуют разрешения и урегулирования.

По закону, выбранный президент вуза должен им управлять, но фактически он не имеет на это права. Также необходимо определить участие профессорско-преподавательского состава и студентов в вузовском управлении. В действительности частные вузы управляются и контролируются учредителями, которые не обладают ни опытом в управлении вузами, ни должной компетенцией. Существование такого феномена показывает несостоятельность учреждения.


ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Кроме того с развитием образования, повсеместно распространятся образование для взрослых.

Образование для взрослых предполагает популяризацию культурных знаний главным образом среди занятых на работе лиц, профессиональную подготовку безработных или желающих сменить профессию, повышения уровня классификации; ликвидацию неграмотности; удовлетворения запросов тех, кто имеет определенное образование (в том числе высшее), но нуждается в продолжительном обучении или технической подготовке для пополнения знаний; удовлетворение духовных запросов граждан в условиях многообразия социально-культурной жизни, внедрение здорового и культурного образа жизни.

В систему образования для взрослых входят радио - и телеуниверситеты, вузы для рабочих, служащих и крестьян, институты для управленческих кадров, институты для педагогов, заочные институты, разные курсы для взрослых при вузах (например, заочные курсы, вечерние курсы, курсы переподготовки преподавателей), курсы "дистанционного обучения" с помощью спутниковой связи, самообразовательные курсы для последующей сдачи государственных экзаменов и т.п., средние специальные курсы для рабочих и служащих, средние школы для взрослых и средние школы технической подготовки, культурно- технические школы для крестьян при средних специальных школах для взрослых или средних общеобразовательных школах, радиотелешколы для крестьян и т.д. Образование для взрослых осуществляется в разных формах: аудиторное обучение с полным учебным днем, заочное обучение с обеспечением аудиовизуальным учебными пособиями, обучение с полным или частичными отрывом от производства, вечернее обучение и т.д.

Образование для взрослых по своей постановке можно разделить на две категории: с выдачей аттестата об образовании и без выдачи такового.

Первая категория предполагает вузовский курс с полным сроком обучения, курс с сокращенным сроком обучения, среднее специальное и среднее общее образование.

Вторая же категория представлена курсами по ликвидации неграмотности, по распространению прикладных технологий в деревне, курсами повышения квалификации на рабочем месте, курсами по обучению отдельными дисциплинами и курсами поствузовского образования.

В последние годы обновлены учебные помещения, лабораторное оборудование, повышена квалификация преподавательского состава в учебных заведениях для взрослых, улучшено качество и эффективность обучения. Обучения взрослых стало одной из важных частей народного образования в Китае.


ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Значительным вниманием китайского правительства пользовался вопрос о гарантиях получения образования специфическим населением. Следуя принципам, определенным Конституцией и Законом об образовании, правительство обращало большое внимание и обеспечивало равные права граждан на получение образования.

Для людей, испытывавших различные трудности, предпринимались специальные меры в порядке оказания помощи. Женщины и девочки обрели гарантии на получение образования. В старом Китае 90% женщин были неграмотны. В 1949 году лишь примерно 15% девочек ходили в школу, а в 1999 году процент поступающих в школу девочек достиг 99%. Разрыв между учащимися мужского и женского пола снизился до 0,1%, в сравнении с мальчиками численность девочек в целом уравнялась. В 1949 году девочки в начальных школах составляли лишь 23% учеников, а в 1999 году их было уже 47,64%, что выше мирового уровня девочек-учениц начальных школ, который был равен 45,7%. На этапе среднего образования, пропорция девочек-учащихся учебных заведений в 1999 году превысила 50%, а в обычных университетах эта доля в 1999 году достигла 40%. В 1999 году количество учебных заведений по стране с неординарным образованием достигло 1520. В этих учебных заведениях и обычных учебных заведениях получали образование 371600 студентов-инвалидов.

Колоссальны успехи в развитии просвещения для национальных меньшинств.

В 1999 году во всем Китае функционировали 12 национальных институтов (университетов), в пяти автономных национальных районах (Синьцзян, Тибет, Нинся, Внутренняя Монголия и Гуанси) имелось 74 обычных высших учебных заведения, 150 средних национальных профессиональных училищ, 158 национальных профессиональных средних школ, 3500 с лишним национальных средних школ, 20 тыс. с лишним национальных начальных школ и около одной тысячи детских садов. Количество учащихся в национальных учебных заведениях различных ступеней и категорий достигло 5 миллионов человек, а преподавателей в них насчитывалось свыше 300 тысяч человек.

В 1999 году студентов из среды национальных меньшинств обучалось в университетах 250 тысяч человек, что составляло 6,06% студентов университетов во всей стране. В настоящее время все 55 нацменьшинств Китая имеют своих студентов в университетах.

Страна помогает районам, населенным нацменьшинствами, осуществлять двуязычное обучение и обеспечение учебными материалами на национальных языках. Из 55 нацменьшинств Китая 53 имеют свой язык. Используя 29 видов учебных материалов на языке 21 национальности или переводные материалы, ведется двуязычное обучение. Ежегодно издается и переводится более 3500 видов учебных материалов для средней и начальной школы по различным дисциплинам общим тиражом около 100 млн. экземпляров.

В конце XX века значительно повышается интерес государства к педагогическому образованию. В связи с этим увеличивается число педагогических кадров, добавочных средств для улучшения материально-технической базы педагогических вузов, реформируется система педагогического образования с целью подготовки большого количества учителей начальных и средних школ для работы в сельских школах, устанавливаются определенные льготы для выпускников средней школы, поступающих в педагогические вузы.

Таким образом, можно видеть, что к началу XXI века Китай значительно повысил уровень высшего образования, начал активную международную деятельность и продолжает вкладывать большие средства в образование. Однако научно-исследовательская деятельность пока остается на достаточно низком уровне, Китаю приходится больше использовать европейский опыт в образовании, чем заниматься собственной научной деятельностью. К тому же остается проблема перенасыщения техническими вузами и специальностями, тогда как, скажем, педагогических кадров, несмотря на все меры государства, продолжает не хватать. На сегодняшний день для китайских граждан предпочтительней получать высшее образование за рубежом, а это указывает на то, что китайские вузы нуждаются в еще большей модернизации и перед правительством стоит задача вывести вузы на мировой уровень.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБМЕНЫ

Одним из конкретных проявлений независимой и самостоятельной мирной внешней политики Китайской Народной Республики является осуществление всесторонних международных обменов и сотрудничества в области образования. Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования имеют под собой законодательно обеспеченную базу.

"Закон об образовании Китайской Народной Республики" предусматривает:

"Государство поощряет развертывание внешних обменов и сотрудничества в сфере образования".

"Закон о высшем образовании Китайской Народной Республики" устанавливает:

"Государство поощряет и поддерживает международные обмены и сотрудничество в области высшего образования".

Содержание международных обменов и сотрудничества Китая в области образования затрагивает многосторонние и двусторонние рамки деятельности правительства, органов образования, неправительственных организаций. Правительство КНР принимает деятельное участие в работе ЮНЕСКО и развернуло многопрофильное взаимодействие с ЮНЕСКО, с Детским фондом ООН, с Департаментом ООН по планированию развития детей, с Фондом народонаселения ООН, с Всемирным банком и т.д. Правительство КНР подписало документы о развитии обменов и сотрудничества в области образования с более чем 160 странами и районами мира. Китайские органы просвещения от начальной школы до университета наладили отношения сотрудничества с органами просвещения того же уровня многих стран. Особенно следует отметить развертывание многостороннего сотрудничества университетов с зарубежными университетами и предприятиями. В настоящее время на китайском материке уже работают около 300 учебных заведений, основанных на сотрудничестве Китая и зарубежных стран. Разворачиваются активные двусторонние и многосторонние обмены в сфере образования китайских неправительственных организаций по обменам с более чем 130 организациями или коллективами 30 с лишним стран и районов мира.

Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования захватили в свое русло многостороннюю деятельность, включая контакты преподавателей, обмен студентами на учебу, совместные исследования, совместное обучение. Китай направляет в некоторые страны своих преподавателей и аналогично приглашает к себе преподавателей из некоторых стран. Китай в настоящее время больше всех стран мира посылает на учебу за границу своих студентов. В последние несколько лет их было направлено около 300 тысяч в 103 страны и районы, из них 110 тысяч человек, окончив учебу, вернулось на Родину. Вместе с тем Китай - одна из стран мира, принимающая сейчас на учебу довольно много иностранных студентов. За последние 20 лет, было принято более 200 тысяч человек из 152 стран. В настоящее время число приехавших в КНР на учебу иностранных студентов достигает около 20 тысяч человек. В основном все высшие учебные заведения Китая наладили разного рода взаимодействие с зарубежными органами высшего образования, в том числе совместное проведение исследовательских работ.

Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования находится в ведении министерства образования КНР. Повседневной работой в этой сфере занимаются Управление международного сотрудничества и обменов министерства образования. Соответственно административные органы образования на местах в Китае имеют свои организации, занимающиеся повседневной работой по международным обменам и сотрудничеству в сфере образования. Китайское правительство учредило Всекитайский комитет ЮНЕСКО и аккредитовало в этом органе ООН свою миссию, на местах в Китае имеются филиалы этого комитета.

Всекитайской неправительственной организацией, занимающейся международными обменами и сотрудничеством в области образования, является Китайская ассоциация международных обменов в области образования, на местах в Китае функционируют ее филиалы. Ведутся оживленные, активные и богатые по содержанию общественные контакты в этой области. В китайских высших учебных заведениях, как правило, функционируют органы, ответственные за международные обмены и сотрудничество в области образования. Обычно они называются "Отделом международных обменов и сотрудничества" или же "Центром международных обменов и сотрудничества".

Но для того, чтобы образование отвечало требованиям нового века, китайское правительство постоянно стимулирует реформирование образования и в 1999 году провело третью Всекитайскую конференцию по работе в области образования. Было обнародовано "Решение ЦК КПК и Госсовета об углублении реформы образования и всестороннего стимулирования качественных параметров образования".

Добиться качественных параметров значит повысить уровень преподавательского корпуса.


СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Политика правительства КНР в сфере педагогического образования

К концу XX века перед быстрыми темпами развивающейся Китайской Народной Республикой возникли проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов в самых различных областях, повышения уровня образования в школе. Решить эти проблемы без качественной системы педагогического образования невозможно, поэтому правительство начинает всячески поддерживать педагогическую науку и образование. Постоянно повышается заработная плата учителей, в 1985 году введен День Учителя, поддерживается высокий социальный статус педагогов.

Китайское правительство активно развертывает работу по переподготовке и углублению знаний преподавателей, чтобы постоянно повышать качественные характеристики всего преподавательского корпуса. В настоящее время после дополнительной подготовки, полученной преподавателями начальной и средней школы, центр тяжести переподготовки смещается в сторону продолжения образования.

В 1999 году китайское правительство выступило за реализацию "Проекта продолжения образования преподавателей начальных и средних школ". Цель этого проекта такова: к 2000 году распространить на всю страну обязательное 9-летнее образование и ликвидировать неграмотность среди молодежи, совершенствовать систему профессиональной переподготовки и продолжения образования; активно и стабильно развивать высшее образование, довести примерно до 11% число поступающих в высшие учебные заведения. Указанный проект предусматривал также постановку задачи создания государственной системы обучения, воспитания, и подготовку кадров высокого уровня; интенсификацию научных исследований, а также внесение вклада вузами в развитие экономики за счет новейших технологий; углубление реформ, активное содействие социально-экономическому развитию.

В 1998 году китайское правительство предложило высшим учебным заведениям "План поощрения отличившихся ученых" с целью подключить большую группу лучших зарубежных и китайских молодых ученых к участию в повышении уровня китайских вузов, к подтягиванию в стране важнейших учебных дисциплин, к достижению или поддержанию передового международного уровня и к созданию ученого авангарда, стоящего на ведущем международном уровне. Осуществление этого плана играет позитивную стимулирующую роль и имеет глубокое влияние на становление корпуса преподавателей высших учебных заведений в Китае. В настоящее время две группы ученых в количестве 200 человек по специальному приглашению заняли посты профессоров. Однако этот план имеет и негативную сторону. Одни молодые ученые не могут осуществить повышения уровня вузов без помощи старого состава профессоров, обладающего большим опытом и знаниями. Ориентация только на молодых специалистов может привести к непродуманным нововведениям и снижению уровня образования в стране.

Китайское правительство последовательно стремится повышать социальный статус и жизненные условия преподавателей. "Закон о преподавателях" ясно устанавливает, что "средняя зарплата преподавателей должна быть не ниже или выше уровня средней зарплаты государственных служащих и постепенно расти" и что "медицинское обслуживание преподавателей идентично тому, которым пользуются служащие в данном месте". Для улучшения жилищных и жизненных условий преподавателей китайское правительство в 1994-1998 годах ассигновало свыше 9 млрд. американских долларов и построило для преподавателей 903 млн. квадратных метров жилья.

Благодаря неустанным усилиям создание корпуса преподавателей в Китае увенчалось хорошими результатами. По количеству, масштабу, качеству и эффективности заметен его значительный рост. В 1999 году соответствие стандартам подготовки преподавателей в начальной школе составляло 95,9%, в неполной средней школе - 85,5%, в полной средней школе - 65,89%. Постоянно повышается эффективность работы учебных заведений. В 1999 году соотношение преподавателей и учеников в начальной школе равнялось 23,12:1, в неполной средней школе 18,23:1, в полной средней школе 15,2:1, в высшем образовании 13,4:1.

Однако потребность в педагогических кадрах остается еще очень высока, тогда как количество педагогических вузов в масштабах страны довольно небольшое. Тем не менее, если в 1949 году педагогических вузов насчитывалось всего 12, то уже к 2004 году их число увеличилось до 103.

Темпы роста очевидны, но для такой большой по площади страны, как Китай, этого явно недостаточно. Особенно остро эта проблема ощущается в отдаленных провинциях и селах.


Направления и уровни подготовки специалистов системы педагогического образования

В Китае подготовка учителей для начальной и средней школы осуществляется в системе педагогических учебных заведений, которая включает средние педучилища, педвузы и институты повышения квалификации.

Высшие педагогические учебные заведения включают высшие педагогические училища, педагогические университеты и институты, педагогические институты иностранных языков и физкультурный пединститут (кроме того, имеются педагогические факультеты и курсы при некоторых университетах). Сюда приглашают абитуриентов, закончивших полную среднюю школу и прошедших конкурс единых государственных вступительных экзаменов.

Срок обучения в высшем педучилище - 2-3 года, его задача - подготовить учителей для неполной средней школы по 13 основным специальностям: идейно-нравственное воспитание, китайский язык и литература, язык и литература национальных меньшинств, история, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, география, физическая культура, музыкальное и изобразительное воспитание.

Срок обучения в педагогических университетах и институтах - 4 года, здесь готовят учителей для полной средней школы. Выпускникам присваивают ученую степень бакалавра; некоторые университеты и институты имеют право присваивать ученую степень магистра или доктора. Основные специальности в них: школьное воспитание, дошкольное воспитание, воспитание детей с отклонениями в развитии, управление образованием, психологическое воспитание, идейно-нравственное и политическое воспитание, китайский язык и литература, язык и литература национальных меньшинств, история, английский язык и литература, математика, география, физическая культура, музыкальное и изобразительное воспитание. В некоторых появляются отделения библиотековедения и радиотехники. Все учащиеся должны пройти педпрактику.

Переподготовка учителей в Китае осуществляется на базе институтов усовершенствования (ИУУ) и институтов повышения квалификации (ИПК). Кроме того, в педвузах и средних училищах, в педагогических исследовательских учреждениях по результатам самостоятельной подготовки можно сдать квалификационный экзамен.

ИУУ берет на себя главным образом переподготовку учителей для начальной школы. ИПК - для средней ступени образования.

В ИУУ учителя могут получать образование очно, заочно и в виде краткосрочной стажировки. Срок - до 3-х лет.

В ИПК имеется возможность обучения по телевидению. В общих университетах и университетах для взрослых существуют специальные курсы. Для преподавателей высших учебных заведений органы переподготовки - это главным образом 6 головных педагогических университетов, относящихся к министерству образования, несколько головных университетов непедагогического профиля, несколько центров переподготовки высших учебных заведений, а также институты высшей категории, где преподаватели работают.

В Китае действует преподавательский ценз. В соответствии с "Положением о цензе преподавателя" этот ценз подразделяется на 7 категорий: ценз преподавателя в детском саду, ценз преподавателя начальной школы, ценз преподавателя неполной средней школы, ценз преподавателя средней школы, ценз преподавателя среднего профессионального училища, ценз преподавателя-руководителя практики в среднем профессиональном училище и ценз преподавателя высшего учебного заведения.

Государство установило соответственный уровень подготовки для преподавателей различных категорий. Преподаватели в детских садах должны окончить педагогическое училище для работы с детьми дошкольного возраста и выше, преподаватели начальной школы - среднее педагогическое училище и выше, преподаватели неполной средней школы - высшее специальное педагогическое училище или другие профильные университеты, преподаватели средней школы высшей категории - высший педагогический институт по данному профилю и выше, высшие учебные заведения - аспирант или выпускник университета по данной дисциплине.

В Китае практикуется система должностей преподавателей.

Преподаватели высших учебных заведений занимают должности профессора, доцента, лектора, ассистента.

Должности преподавателей средних профессиональных училищ - преподаватель высшей категории, лектор, помощник лектора, преподаватель.

Должности преподавателей теории культуры и техники в учебных заведениях для квалифицированных рабочих - лектор высшей категории, лектор, помощник лектора, преподаватель.

Должности преподавателей производственной практики в учебных заведениях для квалифицированных рабочих - инструктор-преподаватель высшей категории по практическим занятиям, инструктор-преподаватель первой категории по практическим занятиям, инструктор-преподаватель второй категории по практическим занятиям, инструктор-преподаватель третьей категории по практическим занятиям. Должности преподавателей обычной средней школы - преподаватель высшей категории, преподаватель первой категории, преподаватель второй категории, преподаватель третьей категории.

Должности преподавателей профессиональной средней школы - аналогичны средней школы, но вместе с тем там есть инструктор-преподаватель практических занятий, причем методика в основном та же, что и в учебных заведениях по подготовке квалифицированных рабочих.

Должности преподавателей начальной школы - преподаватель высшей категории, преподаватель первой категории, преподаватель второй категории и преподаватель третьей категории.

Должности воспитателей в детских садах аналогичны должностям преподавателей начальной школы.

Долгое время частные образовательные учреждения не считали нужным включать педагогическое образование, и только в последние десятилетия начинают создаваться негосударственные педагогические вузы.

Для выпускников средней школы, поступающих в педагогические вузы, существуют определенные льготы: отличники могут быть зачислены без вступительных экзаменов. В ситуации, когда высшее образование в стране переходит в основном на коммерческую основу, большинство студентов педагогических вузов учатся бесплатно.


Основные направления реформ в области педагогического образования

В Китае проблемы педагогического образования с каждым годом все больше привлекают внимание государства.

В постановлении "О реформе народного образования" (1985) указывается, что "развитие педагогического образования и переподготовка учителей - это стратегическая мера для развития народного образования".

В "Программе реформы и развития народного образования" (1993) большое внимание уделяется педагогическим учебным заведениям. Центральное место в работе правительства и местных органов власти отводится своевременному и достаточному финансированию системы подготовки педагогических кадров. В Китае высокий статус учителя и важность педагогического образования постоянно признается всем обществом.


Меры государства:

1. Постоянное увеличение добавочных средств для улучшения материально-технической базы педагогических вузов.

2. Реформирование системы педагогического образования с целью подготовки большого количества учителей начальных и средних школ для работы в сельских школах. Внимание к этой проблеме обусловлено спецификой развития страны. На местах, районах и уездах открываются средние педучилища для подготовки учителей начальных школ. Финансовое обеспечение этих училищ берет на себя местное правительство.

3. Установление определенных льгот для выпускников средней школы, поступающих в педагогические вузы: отличники могут быть зачислены без вступительных экзаменов.

4. Поддержка на государственном уровне высокого статуса учительской профессии, забота о материальном благополучии педагогических кадров, они бесплатно или за малую плату могут получить жилье в специальных учительских городках. Моральное поощрение квалифицированных специалистов путем присвоения им званий "Отличник народного образования", "Учитель-методист", "Передовой работник".

5. Усиленное внимание к профессиональному росту и повышения квалификации работающих учителей.

6. Постоянное совершенствование научно-технического оснащения ИПК и ИУУ путем использования последних достижений науки и техники и совершенствование коммуникационных средств.

1993 год - Закон "Об учителе", в котором определены основные права и обязанности учителей, условия их назначения на службу, правила аттестации подготовки и переподготовки, оговорены условия назначения заработной платы, нагрузки и т.д.

В дополнение к закону вышли такие разъяснительные документы, как "Положение об аттестации учителей", "Положение о педагогическом образовании", "Постановление о профессиональном свидетельстве учителя", и др.

Закон "О высшем образовании" 1999 года подчеркнул необходимость дальнейшего развития высшего педагогического образования и определил стратегию преобразований:

- Педагогические университеты должны включать в себя не только педагогические дисциплины по изучению других наук, но также предметы по другим специальностям;

- Повышение требований к педагогическому составу. Практика морального поощрения учителей в виде наград и увеличение заработной платы;

- Углубление преподавания в педагогических вузах, разработка новых учебных методик;

- Обеспечение доступа студентов и преподавателей не только к учебникам, но и к большому количеству научных, исторических материалов;

- Интеграция педагогического образования и науки.

Начинает действие программа "3+1", по которой студенты изучают 3 осиновые обязательные дисциплины (помимо общего курса) и могут выбрать 1 курс по собственному желанию.

Так же педагогические вузы активно участвуют в программе "211.

В настоящее время в китайских педагогических университетах продолжают происходить теоретические исследования и практические реформы. К теоретическому исследованию, например, относится обновление образовательной концепции, целевое изменение представления о будущем учителей, изменение традиционных методик, переход образовательного аспекта от преподавания знаний к идейному выращиванию, студенческое творческое развитие и т.д. К практической реформе относятся попытки в некоторых педагогических университетах ввести новую модель организации обучения. Обучение делится на несколько периодов. Первый период продолжается 2 семестра и преподаются общие базисные дисциплины, второй период продолжается 4 семестра и преподаются дисциплины профильной подготовки, третий период продолжаться 2 семестра и преподаются общепрофессиональные дисциплины и педпрактика. По окончанию таких вузов выпускники получают степень бакалавра.

Таким образом, правительство КНР целиком и полностью осознает необходимость качественного изменения в высшем педагогическом образовании, его расширение и финансирование. Однако, многие исторические, экономическ

ие и социальные аспекты не дают возможности мгновенно осуществить все преобразования и вывести высшее педагогическое образование на нужный уровень.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"Закон об образовании Китайской Народной Республики" устанавливает:

"В Китае осуществляется система финансирования образования, в основе которой - правительственные финансовые ассигнования, а вспомогательными являются средства, изыскиваемые по многим другим каналам".

Одновременно центральное правительство и местные правительства практикуют ступенчатое управление и ступенчатую ответственность. Это означает, что основным источником расходов на образование в государственных учебных заведениях различных ступеней и категорий являются финансовые ассигнования правительства. Центральные финансы ответственны только за финансирование высшего образования, находящегося в ведении Центра, а также за специальные ассигнования на образование всекитайского характера. Местные финансы ответственны за финансирование высшего образования, среднего образования и ниже, находящегося в ведении мест. Другие каналы изыскания средств на образование - это налоги (расходы), взимаемые по закону правительствами различных ступеней на образование, плата за обучение студентами на этапе необязательного образования, различные сборы со студентов на этапе обязательного образования, развитие производств при учебных заведениях, коллективные средства и пожертвования в порядке поддержки образования, создание фондов образования.

Правительство КНР рассматривает дело просвещения как фундаментальную, приоритетную и связанную с общей ситуацией в стране отрасль в развитии народного хозяйства и общества.

"Закон об образовании Китайской Народной Республики" ясно устанавливает:

"Доля финансовой поддержки образования во внутреннем национальном продукте должна постепенно увеличиваться по мере развития народного хозяйства и роста финансовых поступлений".

"Доля расходов на образование в общем объеме финансовых расходов различных ступеней должна постепенно повышаться по мере развития народного хозяйства".

"Рост ассигнований на образование народных правительств различных ступеней должен обгонять рост регулярных финансовых поступления, чтобы постепенно увеличивать средние расходы на образование в расчете на одного учащегося, обеспечивать постепенный рост зарплаты преподавателей и общих средних расходов на одного учащегося".

В 1999 году общая сумма финансовых ассигнований на образование в Китае составила: 349040 млн. юаней, в том числе финансовые расходы государства - 228718 млн. юаней, что равняется 2,79% внутреннего валового продукта.

Цель китайского правительства в финансировании образования заключается в том, чтобы в сравнительно короткие сроки долю государственных финансовых расходов на образование довести до уровня 4% внутреннего валового продукта.

Расходы на образование в Китае состоят из двух частей: расходы на образование и расходы на капитальное строительство. Бюджет на образование включает в себя бюджетные расходы на дело образования и бюджетные инвестиции на капитальное строительство. На финансовых и плановых органах правительств различных ступеней лежит обязанность по разработке проекта бюджетных расходов на образование, который рассматривается и утверждается собраниями народных представителей тех же ступеней.

После составления бюджетных расходов на образования до внесения поправок собранием народных представителей их не вправе изменять ни одно ведомство или отдельная личность.

В процессе выполнения бюджета на образование финансовые органы правительства отвечают за контроль над расходами на дело образования, а плановые органы правительства - за контроль над расходами на капитальное строительство.

Параллельно созданию и совершенствованию системы социалистической рыночной экономики в Китае на этапе необязательного образования действует механизм разделения себестоимости образования, когда определенная доля этой себестоимости взимается с учащихся в качестве платы за обучение.

В настоящее время среди многообразных источников изыскания средств на образование, доходы от платы за обучение, взимаемой с учащихся на этапе необязательного образования, а также от различных расходов учащихся этапа обязательного образования, непрерывно растут, становясь постепенно вторым по величине источником поступления средств на образование, уступающим лишь финансовым ассигнованиям правительства.

В 1999 году поступления от различных видов платы за обучение составили 40 млрд. юаней -13,84% всех поступлений на образование по различным каналам во всем Китае. Чтобы обеспечить продолжение учебы тем студентам, семьи которых находятся в трудном экономическом положении, китайское правительство предприняло целый ряд мер, главные из которых следующие: система поощрительных стипендий, система предоставления возможности подработки одновременно с учебой, система вспомоществования в особо трудных ситуациях, система сокращения или освобождения от платы за обучение, система государственного субсидирования в помощь учащимся. Реализация этих систем эффективно гарантирует успешное завершение учебы студентам, чьи семьи находятся в трудном материальном положении.

За период времени, который мы рассмотрели, Китай совершил большой прорыв. Девятилетним образованием было охвачено 90% населения страны.

Руководствуясь принципами совместного учредительства, регулирования, сотрудничества и слияния, после восьмилетних усилий удалось существенно изменить систему управления высшим образованием и оптимизировать использование ресурсов. Около 600 высших учебных заведений были объединены в 267. Среди вузов, которые ранее были под непосредственным управлением центральных министерств, управление половиной было передано правительствам провинций.

Открытость системы образования Китая перед внешним миром позволила изучить опыт других стран и использовать его в интересах реформы и развития отечественной системы образования. Китайские студенты, обучающиеся в лучших университетах зарубежных стран, "являются ценнейшим достоянием китайской нации".

Несмотря на заботу и внимание государства остается много нерешенных проблем. Потребность в увеличении денежных ассигнований опережает возможности государства их удовлетворять. Неравномерное развитие системы в зависимости от экономического положения того или иного района Китая, приводит к тому, что в зонах с отсталым хозяйством учебные заведения страдают от нехватки дипломированных специалистов и многие учителя начальной школы не имеют даже среднего педагогического образования.

Не снижается потребность в специалистах, особенно в сельских школах. Не хватает специалистов по таким дисциплинам, как музыка, физическая культура, изобразительное искусство, биология, английский язык, география, политическое воспитание.

Причина заключается в:

1) несбалансированности учебных программ в системе педагогического образования: во многих университетах и училищах приоритетными предметами являются математика, физика, химия;

2) невысокий уровень социальной защиты работников системы образования (низкая оплата труда учителя в среднем по стране; жилищно-бытовые проблемы);

3) "Утечка мозгов" в коммерческие организации, за рубеж, где уровень доходов, а также условия жизни работающих по контракту китайских специалистов значительно превосходят основные социальные блага, которыми они пользуются у себя на родине;

4) отток преподавателей ведет к ухудшению качества обучения и старению кадров.


Материал подготовлен на основе статьи
«Система образования КНР»,
автора: Чинкировой Э.С.

Яндекс.Метрика