Цвета

ЦВЕТА

Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор, цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.

С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на "белую" и "черную" свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.


Цвет – одна из интереснейших и сложнейших проблем в китайском языке и культуре. Иногда бывает так, что на довольно простой вопрос "Как бы Вы отнеслись к тому, что гость, приглашенный на вашу свадьбу надел бы белый галстук?" можно получить довольно противоречивые ответы, если тот же самый вопрос задать представителям разных культур и разных национальностей.

Американец ответил бы, что обладателя белого галстука он бы посчитал очень странным человеком.

Японец сказал бы, что ему бы это очень польстило.

Китаец сказал бы, что это могло бы его очень рассердить.


Китайская культура – это культура цвета, резко контрастирующая с европейской цветовой традицией. Например, перед праздником Весны (1 января по лунному календарю) в китайских магазинах вы найдете богатейший ассортимент одежды преимущественно ярко-красного цвета. Другой пример: на уроке русского языка в китайской аудитории студенты могут выбрать любой цвет, кроме зеленого. Возникает естественный вопрос, почему китайцы отдают предпочтение одним цветам и игнорируют другие?

Все эти противоречивые ответы свидетельствуют лишь об одном – в каждой культуре есть свое понимание цвета.

Каждый цвет наделен своей философской символикой. Объективно любой цвет сам по себе не несет ни положительного, ни отрицательного оттенка. Тем не менее, с точки зрения социально-политического, культурного, религиозного контекста, цвета неизбежно группируются в разные категории.

С древних времен в Китае, синий, красный, черный, белый и желтый цвета, классифицировались как "прямые" цвета, а красновато-синий, светло-голубой, светло-красный, пурпурный, желтовато-красный относили к "косвенным" цветам.

В Древнем Китае, цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий. В "Книге перемен" ("И цзин") мы находим следующую систему цветовой символики, исходящую из принципов теории соответствий.

Цвет Время года Стихия предмет Сторона света Планета Животное символ
Зеленый или синий Весна Дерево Восток Юпитер Дракон
Красный Лето Огонь Юг Марс Феникс
Белый Осень Металл Запад Венера Тигр
Черный Зима Вода Север Меркурий Черепаха и змея
Желтый Конец лета Земля Центр Сатурн  

К списку "основных" цветов в Древнем Китае добавились синий (зеленый) и желтый. У древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.

Цвет и символизируемая им стихия для китайцев не были жестко связаны друг с другом. У одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов в зависимости от состояния этой силы или стихии. Так, светло-синий, являлся символом полуденного неба, а черный, с небольшой долей красного (Сюань) – предрассветного, означая зарождение света в недрах мрака.

В китайской символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией императорской фамилии. Цвета делились на "благородные" и для простого народа, как об этом говорится в "Книге песен" ("Ши цзин").

В учении о первосущностях Инь и Ян, также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь – черный (синий).

Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой символикой Древнего Китая, можно сделать вывод о его принципиальном сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у самых различных культур, разделенных между собой во времени и пространстве.

В Китае, на цветовую символику наложило отпечаток конфуцианство. По канону, пурпурный цвет обозначает добродетель, зеленый – гуманность, красный – церемониал и порядок, желтый – веру, белый – истину, долг, самопожертвование, черный – мудрость и знание. Особенно ярко отражена символика цвета в одежде. Одеяние желтого цвета носил император, черного–ученые, коричневого или белого– сановники, красного или синего – воины. В Древнем Китае цвет соотносился со временем года и стороной света. Одежду зеленых тонов надевали, когда встречали весну, церемония происходила на восточной стороне города; в красном – на южной стороне – приветствовали лето; в желтом или белом на западной стороне встречали осень; на празднике зимы, происходившем на северной стороне, господствовал в одежде черный цвет. По китайской мифологии, пять основных цветов (зеленый, красный, белый, желтый, черный) символизируют не только времена года и стороны света, но и пять первоэлементов (дерево, огонь, землю, металл, воду).

Символика цвета активно используется в традиционном театре Востока. Цвет костюма связан с характером персонажа, указывает на его социальное положение, пол, возраст. Самый благородный цвет – белый, который широко применялся в одеянии божеств, положительных героев, красавиц. Белая одежда и красный пояс олицетворяют молодую энергию и силу. Черная маска – символ мудрости, красная – гнева, кровожадности.

КРАСНЫЙ

Символизирует удачу, тепло, известность, силу. Это цвет жизни, радости и любви. Он помогает отразить злые мысли, поэтому традиционный наряд невесты в Китае – красный. Красный цвет позволяет произвести много энергии. Его ассоциируют с Янской энергией. В одежде красного цвета в Китае принято встречать Новый год.

Красный является любимым цветом в Китае. Он широко используется для праздничных случаев, таких, как фестивали, дни рождения, свадьбы и церемонии. С давних времен красный цвет является обязательным в традиционной свадебной церемонии, большой красный символ "двойного счастья" вывешивается на самом видном месте. Испокон веков, одетую в красный свадебный наряд, украшенную красными цветами невесту усаживали в красный паланкин. Жених повязывал красный шелковый платок поверх свадебного наряда. Комната, отведенная для жениха с невестой, украшалась всевозможными красными свадебными атрибутами, красными свечами, и все постельные принадлежности также должны были быть красными. Традиционную свадьбу также называли красным счастьем.

Многое сохранилось и по сей день, несмотря на то, что свадебное платье невесты сменилось на белое, тем не менее, какой-то элемент красного обязателен в убранстве невесты. Это может быть пара красных туфель или носочки, красная сумочка или браслетик.

Во время празднования фестиваля Весны, каждая семья старается украсить свой дом. Согласно традиции на входную дверь вешаются праздничные поздравления написанные золотом на красной бумаге. По центру двери приклеивается иероглиф (fu), красные фонари вешаются в доме и в канун Нового Года обязательно запускаются красные фейерверки, хлопушки и петарды. Детям дарят красные конверты с деньгами, даже сотрудникам на рабочих местах руководство выписывает премию, которая раздается только в красных конвертах.

Красные яйца принято дарить женщинам, так как в данном случае красный цвет символизирует счастье и благословение.

Красный цвет также стал политический символом КНР. В большинстве своем красный цвет в Китае олицетворяет все только хорошее, за исключением фразы "красные глаза" – в данном случае человек, обладатель красных глаз воспринимается как завистливый и ревнивый.

С красным цветом в Китае связаны также некоторые табу. К примеру, китайцы никогда не напишут письмо красными чернилами, так как считается, что подобное может привести к разрыву отношений и дружбы между людьми. Тот же запрет распространяется и на написание имени человека красными чернилами, перечеркивание, подчеркивания, любых другие обозначения связанные с именем человека не принято делать красными чернилами. Все это связанно с тем, что раньше имена преступников, приговоренных к смертной казни писали именно красными чернилами.

ОРАНЖЕВЫЙ

В Китае символизирует надежду на счастье и процветание. Оранжевый цвет стимулирует общение и убирает агрессию. Но этот цвет позволяет управлять и манипулировать людьми и не подходит тем, кто не привык плыть по течению.

Оранжевый – цвет апельсинов, солнца и позитива – символизирует радость, общительность, движение, ритм, скорость, жизнерадостность. Он – сочетание красного и жёлтого – сочетает в себе энергичность первого и мудрость второго. Тонизирует, избавляет от негативных эмоций, способствует мыслительному процессу, креативности, хорошему настроению, стимулирует общение, поднимает самооценку. Один из излюбленных цветов в рекламе – считается самым "вкусным". В то же время – цвет лени.

В Китае оранжевый – символ надежды на будущее и процветания, в европейских странах – цвет протеста и анархии, национальный цвет Нидерландов, символ протестантизма в Ирландии. Цвет пламени, но и цвет жестокости, оранжевые одежды одевались осуждённым на смерть. Символ смирения, взаимодействия мужского (янь) и женского (инь) принципов, постоянных жизненных перемен, буддистской религии.

ЖЕЛТЫЙ (ЗОЛОТО)

Символизирует терпение, мудрость, накопление опыта и власть. Стимулирует умственную энергию. Желтый считается очень благоприятным цветом, так как, также как и красный содержит много янской энергии. В древние времена, в Китае считался Императорским цветом, так что простые люди не имели возможности носить одежду желтого цвета, таким образом, более популярным в народе стал красный. Желтый цвет считается цветом беззаботного счастья, поэтому на праздники принято дарить букеты желтых хризантем.

Желтый (хуан) символизирует Центр мира – собственно Китай, Поднебесную империю. Желтый – это обозначение элемента "Земля", обладающего свойствами плодородия, питания и превращения, ведь семя, брошенное в землю, прежде чем вызреть, подвергалось изменениям в процессе роста.

Указывая на Поднебесную и землю, желтый цвет означал стабильность, плодородие, опору, закон, успех и вечность, а также связывался с императорской семьей. Во времена династии Цин одежду желтого цвета имел право носить только император. Из мифологических персонажей, соответствующих этому цвету, можно назвать Желтого (императорского) дракона с пятью когтями (что указывает на власть над всем миром) и Желтого императора Хуан-ди (первого правителя, объединившего под своей властью большую часть Китая) и бога земли Хоу-ту. Желтому цвету также соответствуют планета Сатурн (Тяньсин) и созвездие Большой медведицы.

ЗЕЛЕНЫЙ

Символизирует мир, надежду и новизну. Это цвет роста, символ молодости, надежды, мира и энергии, но когда его слишком много, он приводит к застою. В сочетании с красным символизирует путешествия. Очень благоприятен этот цвет для больных людей, так как стимулирует защитные силы организма.

Хирурги во время операции надевают зеленые халаты, считается, что в данном случае зеленый цвет помогает расслабиться и успокоится. Зеленый свет светофора, также обозначает разрешение продолжить путь, символизирует безопасность.

В последнее время в Китае принято называть экологически чистую продукцию "зеленым продуктом" – в данном случае зеленый цвет обозначает безопасность и чистоту продуктов питания.

С другой стороны, зеленый цвет имеет несколько негативных значений. Исторически сложилось так, что зеленый цвет был цветом низшего сословия. Должностные лица, которые не входили в семерку высших руководящих должностей носили зеленую одежду. Зеленый цвет также носили мясники и обслуживающий персонал. В древнем государстве У бытовало выражение "носить зеленый колпак". Если за глаза о мужчине говорили, что он носит зеленый колпак, в прямом смысле это означало, что жена этого человека неверна ему. Это выражение и по сей день считается крайне оскорбительным.

Несмотря на все вышеперечисленное, зеленый цвет также обозначал восток, по природной сущности представлял ветер; по элементу относился к стихии дерева. Свойствами дерева являются способности к росту (переходу от пассивной инь к активной ян), и, следовательно, цвет ассоциировался с рождением новой жизни, с весной. Божественным персонажем здесь выступают Бирюзовый дракон (Цинлун), который являлся защитником от нечисти и часто изображался на благопожелательных картинах как источник различных богатств, а также Синий (Зеленый) император Цин-ди. Синий цвет, с одной стороны, является символом Неба (храм Неба всегда покрывался черепицей цвета небесной лазури, такого же цвета должна была быть одежда сановников, участвовавших в поклонении небу), но с другой считался приносящим несчастья. Ведь ветер непостоянен, хотя может быть гуманным и справедливым. Дракон также обладает мудростью и огромной силой, но может, помимо благ, нести и разрушение. C этим цветом связывается Юпитер (Суйсин) и прародитель людей, повелитель Востока Фу-си, а также зелёный дух дерева Гоу-ман, которому подвластны дух грома Лэй-гун и дух ветра Фэн-бо.

БЕЛЫЙ

Во многих культурах, белый цвет является символом чистоты, яркости, искренности и элегантности. В европейских странах свадебное убранство невесты – это белое подвенечное платье. В Японии невеста надевает традиционное свадебное кимоно, а гости мужчины обязательно повязывают белый галстук, выражая этим свое почтение.

Белый (бай) олицетворял запад – место, где царят хаос и гибель живого. Этот цвет противоречив: он называл природную сущность – холод и стихию – металл (символ начинающегося упадка от ян к инь), и ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Животным запада является Белый тигр (Байху), который с одной стороны – владыка губительного для человека мира, а с другой – охранитель людей от злых сил и страж страны мертвых. Поэтому изображение белого тигра часто является оберегом, и поэтому часто встречается на разных декоративных и бытовых предметах. Цвет астрологически связан с Венерой (Тайбай), а также с божеством Запада – Шао-хао и его помощником – белым духом Жу-шоу, а также правительницей Запада, обладающей чудесными персиками бессмертия, Сиванму.

Белый цвет в Китае считается цветом траура и скорби. Белый – это цвет, связанный со старостью, осенью, увяданием, т.е. завершение цикла и выходом за грань мира. Поэтому белый цвет в одежде означает траур, и подчеркивает значение предметов связанных с похоронами. Зал, где оплакивают ушедшего из жизни человека, украшают белыми цветами и венками, зажигаются белые свечи. Принято также одаривать умершего человека символическими деньгами, выполненными из белой бумаги.

Считается также, что белый цвет притупляет умственные способности и останавливает Ци мысли.

В традиционной Пекинской опере, белый цвет символизирует недобросовестность, порочность, предательство.

Белый цвет нашел свое отражение и в сфере политики. К примеру, белый террор или белый режим. В данном случае белый цвет выступает в роли антипода по отношению к красному цвету.

ЧЕРНЫЙ

Символизирует власть, деньги и перспективы. Черный цвет считается стабильным, трезвым, серьезным и мужским цветом. Во время правления династии Ся (около 2070 г. до н.э. – 1600 г. до н.э.) и династии Цинь, одежда государственных сановников и флаги были преимущественно черного цвета. Во время правления династии Цинь простолюдины носили черные тюрбаны, так появилось выражение "черная голова" – означающее "простолюдин".

В Пекинской опере черные маски олицетворяют честность, смелость, беспристрастность, искренность и бескорыстие.

СИНИЙ

Как такового синего и голубого цвета в цветовой гамме китайцев не существовало, они сливались с зеленым.

Символизирует духовность, заботу, благоразумие, веру и лояльность. Синий цвет – цвет гармонии, так как он охлаждает и успокаивает.

ГОЛУБОЙ

Такое же значение, как и у синего цвета. Но следует заметить, что голубой цвет используется при недостаточной инсоляции помещения.

БИРЮЗОВЫЙ

Цвет весны и новых надежд.

КОРИЧНЕВЫЙ

Символизирует стабильность, постоянство, серьезность и увядание. Его значение идентично терракотовому цвету. Эти цвета создают бесстрастную и тихую атмосферу. Но избыток в интерьере напоминает о скоротечности жизни.

ТЕМНО-КРАСНЫЙ ИЛИ ВИШНЕВЫЙ

Цвет философов и мыслителей, математиков и провидцев. Цвет идеалов и духовности. Приносит много удачи, особенно в сочетании с серебром.

ФИОЛЕТОВЫЙ

Цвет страстей и крепкой дружбы.

РОЗОВЫЙ

Символизирует любовь, романтические отношения и чистые чувства. Но не следует увлекаться этим цветом, ни в одежде, ни в интерьере, так как он создает ауру несерьезности намерений.

СЕРЫЙ

Цвет самоотречения и депрессий. Символизирует разочарование.

СЕРЕБРЯННЫЙ

В Китае символизирует хорошее здоровье.

Как видите, каждый цвет имеет множество значений. Существует даже теория взаимодействие цвета и времени – каждая эпоха выбирает свой цвет: серый – пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим – пурпур, как символ власти.

Очень большое разнообразие цветов говорит о процветании нации. Существует даже система лечения с помощью цвета (Хромотерапия). Цветотерапия (хромотерапия) – это медицинское направление, использующее воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние человека, на его самочувствие. Цвет способен вылечить бессонницу, гипертонию, язвенную болезнь, многие неврологические заболевания. Ее основы лежат тоже в глубокой древности. Например, в Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке, для излечения следов от оспы.


Источник: Калейдоскоп китайской культуры. Издательство "SINOLINGUA".

Яндекс.Метрика