Народные обычаи и традиции празднования Фестиваля Драконовых лодок

НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ СВЯЗАННЫЕ С ПРАЗДНОВАНИЕМ
ФЕСТИВАЛЯ ДРАКОНОВЫХ ЛОДОК

На 5 день 5-го месяца по лунному календарю отмечают праздник Дуаньу, что переводится как истинная середина. Кроме официального названия, праздник часто называют фестивалем драконовых лодок, фестиваль Дуанянг, фестивали Чонгву или Тянджонг. До начала правления династии Тан этот праздник был известен как "пятый день пятого лунного месяца", с началом правления Танской династии и по сей день фестиваль начали называть как праздник Дуаньу.

История праздника насчитывает более двух тысячелетий. В народе бытует несколько легенд о происхождении Дуаньу. Самая популярная из них связана с именем великого древнекитайского поэта-патриота Цюй Юаня (кит. 屈原 – Qū Yuán).

Цюй Юань Памятник Цюй Юаню

Цюй Юань родился в царстве Чу и происходил из знатного аристократического рода. Он жил в напряжённое время, когда царство Цинь развернуло ожесточённую борьбу за объединение древнего Китая под своей гегемонией и его захватническая политика непосредственно угрожала независимости Чуского царства. Занимая высокие посты при дворе чуского правителя, Цюй Юань настаивал на решительном сопротивлении военным планам царства Цинь и требовал заключения союза против Цинь между Чу и пятью остальными крупными древнекитайскими царствами. Однако в обстановке подкупов и политических интриг смелые действия Цюй Юаня вызвали резкое недовольство придворных сановников. Цюй Юань подвергся опале, был отрешён от должности и изгнан из столицы. Он тяжело переживал изгнание. Предсмертное произведение Цюй Юаня "Поэма скорби и гнева" передаёт трагедию великого поэта. Предание гласит, что, когда старый поэт узнал о полном поражении, которое потерпели чуские войска, и сдаче чуской столицы, он, будучи не в силах пережить позора своей страны, бросился в глубокий омут.

Конфликт поэта с окружающей средой нашёл яркое отражение в его произведениях, таких, как "Девять напевов", "Призыв души", "Вопрошаю небо", "Жаль мне минувших дней" и др. Характерной чертой поэтического творчества Цюй Юаня является связь его поэм с современной ему действительностью. Многие произведения Цюй Юаня носят обличительный и сатирический характер, в них поэт со свойственной ему страстностью обличает клевету, лицемерие и интриги придворных сановников. Красной нитью проходят через произведения Цюй Юаня горячие симпатии к простому народу:

"Скорблю, что народ так страдает,
Тяжко мне дышать, скрываю слёзы."

(Поэма скорби и гнева)
 

Поэзия Цюй Юаня отличается лаконичностью и вместе с тем богатством и красочностью языка. В своих произведениях поэт постоянно обращается к живущим в народе мифам и легендам. Его поэтическое творчество поражает исключительным богатством образов, необыкновенным взлётом поэтической фантазии.

Цюй Юань считается основоположником литературной поэзии древности и по праву называется первым великим поэтом Китая. Поэмы Цюй Юаня являются непревзойдёнными шедеврами, и имя его пользуется в Китае всенародной любовью.

В 278 году до н.э. на 62 году жизни поэта, войска княжества Цинь захватили столицу царства Чу. Узнав об этом национальном позоре, в знак протеста против царящего в стране зла, во имя справедливости, пятого числа пятого месяца он привязал огромный камень к своей руке и бросился в реку Милуо (современный город Чанша, провинция Хунань, Восточный Китай).

Местные жители глубоко ценили и уважали поэта за его патриотизм и любовь к народу, узнав о случившемся, люди тут же бросились на помощь поэту. Пытаясь отыскать тело поэта, жители местных деревень бросились к лодкам, но было слишком поздно. Когда все поняли, что поэт мертв, люди стали бросать в воду рис, чтобы рыбы не тронули тело поэта.

С тех самых пор появился обычай кушать "цзонгцзы" – пирамидки из риса завернутые в листья бамбука со всевозможной начинкой, а также пить рисовое вино и кушать вареные яйца. Традиционно в этот день проводятся соревнования по гребле.

Цзонгцзы Вареные яйца

В сороковые года 20 века праздник Дуаньу называли Днем Поэта. И по сей день, именно праздник Дуаньу славится обилием всевозможных обычаев и традиций. За несколько дней до фестиваля, детям на запястье повязывают амулет-оберег, браслетик, состоящий из нитей пяти цветов. Пять цветов символизируют пять направлений: север, юг, запад, восток и центр. В момент, когда ребенку повязывают этот амулет, ребенок должен молчать. Оберег защищает детей от болезней и травм, от укусов змей и скорпионов весь последующий год. Снять его можно в день первого дождя после праздника Дуаньу, при этом, выбросив его в воду, чтобы вода унесла с собой все напасти и несчастья. Также детям на шею принято надевать мешочек с благовониями, которые отпугивают комаров и мошек. Разноцветные мешочки наполняются листьями пальмы каламуса и полынью. Листья каламуса вешаются и на входную дверь, так как они обладают свойством отпугивать насекомых и червей, а также дезинфицировать воздух.

Оберег Обереги Обереги

Согласно китайской медицине именно на стыке весны с летом есть риск возникновения различных заболеваний.

В день празднования фестиваля Дуаньу самым любимым событием считается соревнования, проводимые на реке. Командные соревнования по гребле испокон веков принято проводить с использованием лодок в форме дракона. Именно с этим событием и связанно название фестиваля – Праздник лодок дракона.

Соревнования по гребле на драконовых лодках
Драконовые лодки Соревнования по гребле на драконовых лодках

В настоящее время праздник Дуаньу является государственным и считается выходным днем (выходные длятся три дня, начиная со дня праздника).


Источник: Калейдоскоп китайской культуры. Издательство "SINOLINGUA".

Яндекс.Метрика